Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Виртуальная экскурсия в подготовительной группе «П. И. Чайковский Времена года. Зима»
Занятия по теме "Зима"
Автор: Ниметулаева Ремзия Леватовна   
05.12.2023 20:28

Виртуальная экскурсия в подготовительной группе «П. И. Чайковский Времена года. Зима»Виртуальная экскурсия в подготовительной группе «П. И. Чайковский Времена года. Зима»

Цель: Формировать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение. Закрепить знания о зиме как о времени года

Задачи:

  • Образовательная: Уточнить и закрепить общие представления о зиме как о времени года; обогащать детей музыкальными впечатлениями через слушание и пение.
  • Развивающая: Развивать творческие способности детей, самостоятельность, активность, внимание, чуткость, решительность, уверенность; пополнить словарный запас детей новыми словами;
  • Воспитательная: Воспитывать у детей положительное отношение к поэзии, интерес к классической музыке; формировать бережное отношение к природе; воспитывать нравственно-эстетические качества, доброжелательность.
  • Оздоровительная: Применяются такие технологии как: танцевальные импровизации; психоэмоциональная разгрузка детей; обеспечение эмоционального благополучия детей.

Оборудование: Мультимедийная установка.

 Ссылка на виртуальную галерею

Ход занятия:

1 слайд

Музыкальный руководитель: Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством композитора П.И. Чайковского «Времена года».

2 слайд

То, о чём я хочу рассказать, произошло очень давно. В Петербурге издавался журнал, который назывался «Нувеллист» — от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз.

Вы догадались о каком времени года мы будем сегодня говорить? (ответы детей)

Правильно, о прекрасном и загадочном времени года. А знаете ли вы какие-нибудь произведения о зиме? (ответы детей)

А композиторов их написавшие? (ответы детей)

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Петра Ильича Чайковского.

3 слайд

Пётр Ильич Чайковский — известнейший русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально — общественный деятель. Создатель прекрасных музыкальных произведений. Одним из его знаменитых симфонических произведений, посвященных зиме, является цикл "Времена года".

4 слайд

Мы начнём с вами, ребята, с последней пьесы в альбоме «Времена года». Ведь декабрь — это последняя пьеса из «Времён года». "Декабрь. Святки"

Пьеса называется так и называется «Святки»... (слушаем пьесу)

5 слайд

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали…

(В. А. Жуковский)

Святки — это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники – и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» — и даже у нас, забывших все или почти все традиции, как будто что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое.

В старину верили, что в такие ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта-Клауса, Деда Мороза – старика с белой бородой, приносящего подарки.

В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.

«Святки» — имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он довольно медленный, вернее задумчивый, зимний. И немножко грустный. Но это и понятно — ведь расставаться всегда грустно, а вальс этот последний в альбоме «Времена года».

6 слайд

Второй зимний месяц, это начало Нового года. Как ребята он называется? (ответы детей) Правильно — Январь.

Пьеса так и называется «Январь. У камелька» (слушаем пьесу)

7 слайд

И мирный неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела...

(А. С. Пушкин)

Пётр Ильич Чайковский дал Январю ещё одно название — «У камелька».

«Камелёк» — какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате...

Ребята, если вы живёте в большом городе, в доме с паровым отоплением, то вы можете и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька — это и есть сидеть у такой вот печки или камина.

Тепло, уютно, тихо... В комнате полутемно, вечереет...

В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой.

Что же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Я прошу послушать внимательно эту музыку, а потом самому придумать маленький рассказик о зимнем вечере. Интересно, какие мысли навевает тебе пьеса «У камелька». (Ответы детей)

8 слайд

Музыкальный руководитель: Ребята, а какой у нас следующий зимний месяц? Какая погода характерна для февраля месяца? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Не всегда зимой солнечная погода, часто небо затянуто тучами и идёт снег. Вьюги, метели, ветер ожидает всех в феврале, и, прекрасный праздник Масленица.

Февраль. Масленица

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир...

(П. А. Вяземский)

Ты знаешь, что такое масленица? Такой праздник когда-то действительно существовал. Весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело — масленицу. Песни, пляски, смех... Берендеи провожают зиму.

9 слайд

Активное слушание «Февраль. Масленица». Танцевально-игровое творчество с использованием газовых платочков.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он сочинял эту музыку? (Ответы детей.)

Берендеи были очень весёлые— яркие, шумные. Во время масленицы пекли румяные масленые блины — круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям! Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушиваешься в неё — словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Так и, кажется, что играет русский народный оркестр. Да и сама музыка такая по-настоящему русская — весёлая народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

Нужно сказать, что все русские композиторы очень хорошо знали и любили народную музыку. Они записывали и изучали песни, которые сочиняли в деревнях и сёлах сами крестьяне. Кто именно сочинил песню, почти никогда никто не знал. Песни передавались от отца к сыну, от бабушки к внучке. Но знали и пели их во все времена; и сейчас ещё можно услышать многие из этих песен. Народ бережёт их и помнит. Русские композиторы часто включали в свои сочинения народные песни и танцы. А иногда сочиняли музыку, похожую на народную.

Давайте, ребята, исполним песню русскую народную песню в обработке

А. Абрамовского «Блины» (исполнение 1 куплета)

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

10 слайд.

Музыкальный руководитель: Наша зимняя экскурсия подошла к концу. Подумайте и ответьте сами, какие средства выразительности использовал композитор в этих произведениях? (Ответы детей.)

Что вам понравилось сегодня? Что вы узнали нового? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель: А мне очень понравилось, как вы слушаете музыку. Как у вас получилось чётко изобразить в движении смену характера музыки, её настроение. И как вы замечательно пели песню, и различали в словах буквы! Вы все очень старались, молодцы!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год