| 
  Проект «Зимующие птицы» 
МБДОУ № «Детский сад общеразвивающего вида» Старшая группа 2021-2022 уч. год 
Вид проекта: групповой, познавательно — информационный. 
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. 
Период и срок проекта: краткосрочный — 2 недели 
Актуальность. Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Пернатые живут рядом с нами! Поэтому необходимо своевременно знакомить детей с их жизнью и воспитывать гуманное к ним отношение. 
В ходе тематической беседы «Перелетные и зимующие птицы» выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Воспитанники путают зимующих и перелетных птиц, не могут ответить какую пользу они приносят, почему одни остаются зимовать с нами, а другие улетают на юг. Выяснилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. 
Скачать конспект 
Мы решили реализовать проект «Зимующие птицы». 
Цель: создание условий для расширения представлений об особенностях жизни зимующих птиц. 
Задачи: 
| 
 Обучающие: 
 | 
- 1.Расширять и углублять знания детей о зимующих птицах.
 
- 2.Формировать у детей знания и представления об особенностях внешнего вида и приспособлении их к среде обитания; 
 
- 3.Расширять представление детей о зимующих, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).
 
  | 
 
| 
 Развивающие: 
 | 
- 1.Развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание.
 
- 2.Развивать связную устную речь детей при ответах на вопросы и составлении предложений.
 
- 3.Пополнять активный и пассивный словарный запас детей при вводе новых слов в процессе проекта.
 
  | 
 
| 
 Воспитывающие: 
 | 
- 1.Воспитать заботливое и бережное отношение к птицам.
 
- 2.Создать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
 
  | 
 
 
Педагогические технологии, методы и приемы: 
- Информационно-коммуникационные технологии: интернет-ресурсы.
 
- Наглядные: наблюдения, демонстрация сюжетных и предметных картин, иллюстраций.
 
- Словесные: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы о птицах.
 
 
Планируемые результаты: 
- Сформированы: познавательный интерес и заботливое отношение к птицам, правильное представление об отлёте птиц на юг осенью.
 
- Расширились знания детей о зимующих птицах, об особенностях их существования в лесу, парке, городе.
 
- Участвуют в беседах во время рассматривания и наблюдения за птицами.
 
- На протяжении реализации проекта у детей улучшилась связная речь, пополнился активный и пассивный словарь.
 
 
Продукт проекта: 
- Создание условий для познавательной деятельности в процессе проекта.
 
- Выставка кормушек, изготовленных родителями совместно с детьми «Птичья столовая».
 
-  Совместно с детьми оформить социальный плакат «Покормите птиц зимой».
 
- В перспективе, изготовить лэпбук на тему «Зимующие птицы».
 
 
Этапы реализации проекта 
 1 этап: подготовительный (разработка проекта) 
- Определение проблемы и актуальности проекта;
 
- Постановка цели и задач;
 
- Определение технологий, форм и методов работы;
 
- Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
 
- Работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
 
- Создание РППС:
 
 
- внесение альбома со стихами «Зимующие птицы»; 
- подобрать картотеки дидактических игр по теме; 
- подбор игр, мультфильмов, песен, художественной литературы по теме проекта; 
- изготовление дидактических пособий и атрибутов к играм по теме проекта. 
  
2 этап: практический (реализация проекта) 
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 
Работа с воспитанниками: 
  
| 
 Образовательная область 
 | 
 Занятие 
 | 
 Содержание работы 
 | 
 
| 
 Познавательное развитие 
 | 
 Формирование целостной картины мира 
 | 
 1 занятие – Беседа с детьми о зимующих  птицах [см. конспект в приложении №1 из проекта «Зимующие птицы»] 
 | 
 
| 
 Формирование элементарных математических представлений 
 | 
 1 занятие – «3 занятие» [4; стр. 31,] 
 | 
 
| 
 Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность 
 | 
 Игра – эксперимент «Из чего птицы строят гнезда?» 
Конструирование: «Птичка», «Кормушка для птиц» [см. картотеку игр по конструированию] 
 | 
 
| 
 Речевое развитие 
 | 
 Развитие речи 
 | 
 1 занятие – Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»» [1; стр. 45, занятие 3] 
 | 
 
| 
 Художественно-эстетическое развитие 
 | 
 Рисование 
 | 
 Тема: «Красивая птица – снегирь» [см. конспект НОД «Птица-снегирь» приложение №1 проекта «Зимующие птицы»] 
 | 
 
| 
 Аппликация 
 | 
 Коллективная работа в технике обрывная аппликация по теме: «Зимующие птицы» [см. конспект НОД в прил. №1 проекта «Зимующие птицы»]. 
 | 
 
| 
 Лепка 
 | 
 Тема: «Птички на кормушке» [см. конспект НОД «Птички на кормушке» приложение №1 проекта «Зимующие птицы»] 
 | 
 
| 
 Чтение художественной литературы 
 | 
- Беседы:
 
 
Беседа: «Пернатые друзья» 
- Словесные игры:
 
 
«Назови ласково» 
«Весёлый счет» 
- Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Воробей», Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички», В. Бианки «Сова», С. Алексеев «Снегирь»
 
- Отгадывание загадок по теме
 
  | 
 
| 
 Музыкально-художественная 
 | 
 Слушание «Пение птиц», «Птичьи голоса» 
 | 
 
| 
 Социально-коммуникативное развитие 
 | 
- Сюжетно-ролевые игры (см. картотеку сюж.-ролевых игр)
 
- Дидактические игры:  «Кто лишний?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Составь картинку» (разрезные картинки птиц), «Один-много»,«Улетает-не улетает» (игра с мячом) «Счетптиц», «Чей хвост?», «Сколькоптиц прилетело?»,"Угадайптицу по описанию", «Кто что ест?»,«Узнай по голосу» «Будь внимателен!», «Выложи зимующих птиц по образцу», «Узнай птицу по частям тела», «Угадай, что за птица, по словам - описаниям».
 
- Игра-загадка «Я расскажу о ком-то, а ты отгадай»
 
- Настольные игры лото «Птицы », бродилки «Птицы».
 
- Прогулки (см. картотеку прогулок).
 
  | 
 
| 
 Физическое развитие 
 | 
- Подвижные игры «Птички и кошка», «Найди себе пару»
 
- Малоподвижные игры: «Что спрятано?», «Сорока - белобока» [см. «Картотеку игр по физическому развитию»].
 
- Физминутки: «Птички», «Скачет шустрая синица», «Вот на ветках, посмотри!»
 
- Дыхательная гимнастика: «Ворона», «Птички полетели», «В лесу», «Чья птичка дальше улетит»
 
  | 
 
| 
 Дополнительная деятельность по проекту 
 | 
- Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями птиц.
 
- Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
 
- Рассматривание пера птицы через лупы
 
- Просмотр презентаций «Зимующие птицы»
 
- Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка», «Воробьи»
 
  | 
 
 
Работа с родителями: 
| 
 Образовательная область 
 | 
 Мероприятие 
 | 
 Название 
 | 
 Цель 
 | 
 
| 
 Познавательное развитие 
 | 
 Консуль-ии в информационный уголок 
Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы 
Акция 
 | 
  «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». 
«Птицы зимующие» 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Покормите птиц зимой» 
 | 
 Привлечение родителей к акции 
«Покормите птиц зимой» 
Пополнение ППРС 
Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи 
 | 
 
| 
 Речевое развитие 
 | 
 
| 
 Художественно-эстетическое развитие 
 | 
 
| 
 Социально-коммуникативное развитие 
 | 
 
 
  
3 этап: заключительный (обобщающий) 
Продукт проекта: 
- По результатам работы совместно с детьми оформлен социальный плакат «Покормите птиц зимой».
 
- Проведено итоговое занятие-викторина «Загадки пернатых» (см. прил.)
 
- Оформлена выставка кормушек «Птичья столовая», кормушки успешно используются по назначению.
 
 
Вывод: изготовление лэпбуков на тему «Зимующие птицы» остались в перспективе. Остальные планируемые результаты достигнуты. 
  
			 |