Конспект интегрированного занятия тема «Зима» |
Занятия по теме "Зима" | |||
Автор: Быстрова Юлия Викторовна | |||
17.10.2023 10:04 | |||
Конспект интегрированного занятия тема «Зима» Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с задержкой психического развития. Быстрова Юлия Викторовна – учитель-логопед ГБОУ Школа № 1571 Обучение детей с задержкой психического развития является одним из актуальных вопросов педагогики. Данное нарушение характеризуется низкой познавательной, мотивационной и речевой активностью; незрелостью эмоционально-волевой сферы; недостаточным развитием психических функций.
Для возникновения и развития связного речевого выказывания дошкольников с ЗПР необходимы яркие, положительно окрашенные события; своевременное преодоление психологических трудностей во время индивидуальных и групповых занятий (зажатость, расторможенность, негативизм, агрессия). Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога и учителя-логопеда основывается на взаимосвязи и комплексности воздействия во время всего периода обучения. Таким образом, одной из основных задач педагога — психолога является – активизация речи детей, учитель-логопед работает над коррекцией нарушений в развитии речи. Результатом деятельности педагогов является всестороннее развитие личности ребенка, подготовленного к обучению в школе. Открытое интегрированное занятие по теме «Зима» для детей подготовительной коррекционной группы Подготовили и провели:
Тема: «Зима» Цель: активизация и развитие связного высказывания на основе лексической темы: «Зима». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»
Образовательная область «Познание»
Образовательная область «Социализация»
Предварительная работа с детьми: знакомство с темами: «Предлоги или маленькие слова»; беседы по темам: «Зима», «Зимующие птицы». Материал для занятия: мультимедийная система; магнитная доска; панно «Дерево»; плакат «Снеговик»; песочница с песком; снежок из пенопласта; белая и красная рукавицы; предметные картинки: сани, кормушки, «Зимующие лесные птицы» (снегирь, тетерев, клест, синица, дятел, сова), картинки-эмоции (грустная девочка, веселый мальчик); 5 картинок-схем для составления рассказа о зиме; игрушка-сердце с подсветкой; подарки детям; аудиосопровождение. Ход занятия. I. Вступительная часть. Введение в проблемную ситуацию. На экране фотография детского сада зимой. Приветствие. Л: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Рано утром из зимнего леса мне позвонила Снегурочка. Вместе с дедушкой Морозом они готовили подарки для ребят, которые живут в теплых странах. Представляете, эти дети никогда не видели снега! Ребята, а как мы можем им помочь? Д: Предлагают варианты ответов. Л: Вот и Снегурочка и дедушка Мороз решили рассказать про настоящую русскую зиму. Взяла Снегурочка прозрачный лед с реки и написала на нем письмо в картинках о нашей зиме. И тут налетела вьюга, разбила снегурочкино письмо на несколько осколков и разбросала по белому свету. Расстроилась Снегурочка и просит помочь ей, собрать письмо. Ребята, поможем Снегурочке? Д: да, конечно! Л: Тогда мы с вами отправляемся в зимний лес. На экране появляется зимний пейзаж. Но наш лес не простой, он волшебный. Много приключений ждет нас на пути. Не боитесь? Д: нет! Л: Тогда давайте скажем все вместе: «смелые, вперед!» Д (хором): Смелые, вперед! II. Основная часть Путешествие в зимний лес Логопед берет в руки картинку — сани. Л: Ребята, садитесь в наши чудо-сани. Беритесь за руки цепочкой за мной. Раз – два — три поехали! (делает вид, что не может сдвинуться с места) Л: Что случилось? Сани застряли в снегу! Но наши сани волшебные, и выталкивать их мы будем словами. Давайте скажем, что происходит со снегом зимой. И пусть каждый придумает по одному слову-действию. Д: Снег падает, кружится, идет, ложится, искрится, блестит, тает. Л: Поехали наши сани! Включается музыка (фон). Дети двигаются под музыку (музыкальный фон) по залу, держась за руки, за логопедом. Входит «Зима» (психолог). П: Я тепла не потерплю: Закручу метели, Все поляны побелю, Разукрашу ели, Замету снежком дома, Потому что я... (автор Синюшкина Л.В.) Д (хором): Зима П: Здравствуйте! Это кто пробрался в мой лес? И что вы здесь делаете? Л: Здравствуй, Зима! Мы с ребятами ищем снегурочкино письмо, которое вьюга разбила на льдинки. П: И что совсем не боитесь? А вдруг я вас заморожу?! Л: Наши дети ничего не боятся. Потому что мы… (все вместе) «Смелые, вперед!» П: Сейчас проверим какие вы смелые. Психолог и логопед играют с детьми в игру «Заморожу». Игра «Заморожу» П ( «Зима») произносит: «Заморожу Феде руку» и касается белой рукавицей руки ребенка. Ребенок должен сильно напрячь эту руку. Логопед красной рукавицей касается той же руки ( «А я отогрею») — ребенок расслабляет руку. Также играют с каждым ребенком. Можно «замораживать» ногу, плечи, всего ребенка. П: Вижу, не боитесь вы морозов. Ладно, отдам вам первую льдинку, если расскажите мне, какая зимой бывает погода. Дети с Л. и П. садятся на стульчики в круг. Игра «Снежный ком» Л: Ребята, сейчас мы будем передавать снежок и называть, какой бывает зимняя погода. Включается музыкальный фон. Д: Холодная, морозная, белая, вьюжная, волшебная, сказочная, снежная П: Молодцы, справились с заданием. Сейчас я вам загадаю загадку, найдете отгадку- картинку, получите первую льдинку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель... (снеговик) (автор В.Аникин) Дети ищут картинку с отгадкой в зале, под которой находится «льдинка». Л: А мороз- то крепчает. Что нужно делать, чтобы не замерзнуть? Д: Тепло одеваться. Л: Что мы надеваем зимой? Д: Шапку, куртку, теплые штаны, варежки. Л: А давайте, чтобы не забыть, повторим все вместе и покажем: В зимний холод нам нужны: Свитер, теплые штаны, Шапка, шарф и сапоги, Куртка, варежки, носки. (автор Ткаченко Т.А.) Дети повторяют слова и движения за логопедом. Л: Ребята, а я знаю, что еще нас может согреть в холода. Это улыбки. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. И Зиму пригласим. Все участники берутся за руки и улыбаются друг другу. Л: Вы почувствовали тепло наших рук? П: Ваши улыбки растопили мое сердце. Получайте следующую льдинку. Л: Ребята! Пока мы с вами играли, в лесу занесло птиц снегом! Поторопитесь, их надо спасать! Дети подходят к песочнице, в которой размещены изображения зимующих птиц. Л: Каждый по очереди достаньте птицу из-под снега. Л: (обращаясь ко всем детям): Ребята, откуда вы достали птиц? Дети: Мы достали птиц из-под снега. Л: (имя ребенка) Кого ты спас? Р: Я спас снегиря. Отдает птицу логопеду, который помещает ее на панно с изображением дерева. Л: Куда сел снегирь? Р: Снегирь сел на ветку. Логопед аналогично проигрывает с другими детьми, используя предлоги: «под», «в», «за». Л: Молодцы, ребята, что помогли спасти птиц. А как мы еще можем помочь птицам зимой? Д: Повесить кормушки. Л: Давайте на нашем дереве повесим кормушки. Дети прикрепляют на панно изображения кормушек. П: У вас добрые сердца, ребята, получайте льдинку… А еще одну льдинку вы получите, если в следующей игре точно выполните все условия. Присаживайтесь. Участники садятся в круг на стульчики. Игра «Раз, два, три, говори» П: Сейчас я задам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, молча должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, я сосчитаю: Раз, два, три…и скажу, что нужно будет сделать всем вместе. - Кто спит зимой в берлоге? Раз-два-три- говори - Какого цвета зимой заяц? Раз-два-три- прошепчи - Насекомые (бабочки, пчелы) зимой летают? Раз-два-три- прокричи П: Молодцы, справились с заданием, получите льдинку. П: Вчера в зимнем лесу гуляли дети. Показывает по очереди карточки с изображением эмоций грустная девочка и веселый мальчик. П (показывает девочку): Что чувствует эта девочка? Дети: Грусть, печаль, огорчение П: Что зимой вас огорчает? Дети: Что дует сильный ветер, появляется мороз, становится холодно, метёт метель, животным и птицам холодно и голодно, солнце почти не греет, птицы не поют, деревья стоят голые… П: Покажите, как вы грустите, когда приходится сидеть дома из-за сильного мороза. П (показывает мальчика): Как вы думаете, что чувствует этот мальчик? Дети: (отвечают). П: Почему зима вызывает у вас радость? Дети: Потому что можно кататься на лыжах, коньках, санках, можно лепить снежную бабу, можно увидеть много нарядных ёлок, можно побывать на празднике «Новый год» … П: покажите, как вы радуетесь Зиме. Дети улыбаются П: Порадовали и вы меня, получите за это последнюю льдинку. Л: Ну вот мы и нашли все льдинки и собрали письмо. Ребята, скажите, а если наше письмо из льдинок попадет в жаркие страны, смогут дети прочитать его? Д: Нет, оно растает. Л: Тогда я предлагаю нам самим рассказать детям из теплых стран про нашу зиму. Давайте позвоним по видеотелефону? На проекторе появляется фотография детей из теплых стран. Дети с опорой на картинки (на «льдинках») составляют рассказ про зиму. Африканские дети благодарят их и прощаются. III. Заключительная часть Итог занятия Гаснет цвет, на экране появляется картина зимнего вечернего леса. Звучит спокойная музыка-фон. Л: Уже темнеет, ребята, а значит, наступает время прощания. Л: Присаживайтесь… Вам понравилось наше путешествие? Дети отвечают. П: А мне понравилось, что у вас добрые и отзывчивые сердца. Такие же горящие, как это (достает игрушку- сердце с цветной подсветкой). П: Передавайте сердце по кругу и расскажите, что вам понравилось больше всего. Л: Хвалит детей. П: Ребята, а я приготовила вам подарки (раздает) Жду вас снова в гости! До свидания! Дети прощаются с Зимой и гостями.
|