Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности формирования словаря у детей с нарушением зрения
Нарушение зрения у детей
Автор: Бояршинова Валентина Александровна   
26.01.2015 18:41

Особенности формирования словаря  у детей с нарушением зрения
Валентина Александровна Бояршинова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №24 «Пчёлка» комбинированного вида г.Бердска
Воспитатель первой категории
Прислушайтесь, как говорят вокруг….  Где же он наш великий и могучий русский язык, что с ним стало? К сожалению, сегодня,  редко кто заботится о красоте, чистоте и грамотности речи, а ведь речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Появление и становление речи приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для развития устных и письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Молодые родители чаще всего не следят за выбором  слов в беседах со своими детьми, поэтому огромная  ответственность по формированию и обогащению словаря дошкольников встаёт перед работниками дошкольного учреждения.
 В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи.
Процесс освоения родного языка идёт постепенно и проходит несколько этапов, претерпевая как количественные,  так и качественные изменения.
          Работая  с детьми с нарушением зрения, я поняла, что мои дети с трудом овладевают словарным запасом, отстают в этом направлении от своих сверстников, посещающих общеразвивающие группы. Дети с нарушением зрения   быстро  утомляются, плохо запоминают, с трудом могут  сосредоточиться. Учитывая то, что  в дошкольном возрасте работа над словом расширяет  представления  малыша об окружающем  мире, углубляет его чувства, организует социальный опыт, я стала серьезное внимание уделять обогащению словарного запаса у своих воспитанников.
Изучив специальную литературу и проведя целенаправленное речевое обследование качественного и количественного состава словарного запаса детей с различными зрительными нарушениями, пришла к выводу, что развитие речи данной категории детей имеет свои особенности, а именно:
 -  изменяется темп развития;
 -  нарушается словарно-семантическая сторона речи;
 - появляется "вербализм", из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко употребляются развернутые высказывания;
 - речь   детей с нарушением зрения выполняет, прежде всего, компенсаторную функцию, которая обеспечивает сферу чувственного познания.
Зная и учитывая особенности речевого развития детей с нарушением зрения, я выстроила осознанную, эффективную систему работы по формированию словаря своих воспитанников. В связи с тем, что пополнение лексического запаса слов, происходит  в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, входит в его сознание через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, поэтому я  проводила работу по активизации  сохранных анализаторов.  То есть создавала такие условия, при которых процесс усвоения     слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов (ребенок осматривает предметы, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается  к их звучанию, пробует  на вкус, нюхает).
    Для детей 3-4 лет  использовала такие методы, как: наблюдение за объектами ближайшего окружения, целевые прогулки, осмотр помещений, рассматривание и обследование предметов, рассматривание картин, игры - занятия с образной куклой, дидактические игры с игрушками, хороводные игры, сюжетно - ролевые игры на бытовые темы, чтение сказок, стихов, потешек, прибауток. Для достижения положительных результатов, более стойкого интереса детей  к образовательной деятельности я сопровождала свои действия и действия детей словом; многократно называла  предметы и действия; обеспечивала  активное подражание детей речевому образцу; активное действие детей по обследованию предмета, включение двигательного, слухового и других анализаторов; широко использовала игровые приемы (сюрпризные моменты: появление предметов, неожиданное исчезновение и поиск, игровые действия, игровые атрибуты и другое), наглядность, в соответствии с офтальмологическими требованиями (яркая, контрастная, на разных фонах, с небольшим количеством деталей, либо объёмные предметы); предлагала свой рассказ, а дети добавляли его недостающим словом или словосочетанием.
    В работу с детьми  среднего  возраста, я добавила беседы об игрушках, описание игрушек и составление загадок по ним, словесно-дидактические игры. Для формирования умения вычислять качества и свойства предметов и игрушек я широко использовала прием сравнения. Чтобы научить детей последовательно строить сравнение, видеть значимые особенности, наиболее четко подбирать нужное слово я применяла такие приемы, как вопросы и указания, объясняла этимологию слов. С целью закрепления правильного словоупотребления  организовывала драматизации, инсценировки с игрушками, сюжетно-ролевые игры.
Продолжая работу по обогащению словаря детей старшей группы, я
расширила круг наблюдаемых объектов; увеличила набор предметов и материалов, их признаков; стала использовать поисковые вопросы, вопросы-размышления; знакомить с новыми словами в определенном контексте, создавала речевые ситуации.
    Учитывая то, что у детей старшего дошкольного возраста      появляется большой интерес к слову, к его значению,  я уделяла     большое внимание работе над  семантизацией лексики. В моей     практике нашли широкое применение следующие приемы, как:
•    объяснение значения слов путем показа картинки,
•    объяснение этимологии слов,
•    подбор синонимов и антонимов,
•    сравнение слов по звучанию и значению.
Для закрепления и активизации словаря шестилеток   широко использовала разнообразные приемы работы:  рассматривание игрушек; рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием; дидактические игры и лексические упражнения;  словесные игры; отгадывание готовых загадок и объяснение отгадок; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду, отгадывание загадок-присказок;  составление рассказов  детьми.
Старшие дошкольники любят игры с мячом в кругу.  Например, «Назови близкое по значению словечко»: я называю слово и бросаю  мяч ребёнку. Ребёнок называет слово с близким значением и возвращает мяч. Или называю словосочетание со словами, имеющими переносные значения: золотая голова, золотые руки, золотая осень, а дети их толкование. В игре
« Запомни и нарисуй» дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами: ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие. Использую приём парного взаимодействия – это задание дети выполняют парами, рисуют на одном листе бумаги одним набором карандашей, договариваются, чтобы предметы не повторялись. Уточнению значений слов служит и работа над обобщающими наименованиями овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и другие. Дети знакомятся с понятием живой - неживой предмет и используют это знание в играх типа «Отгадай предмет»: я, а затем кто-то из детей загадывает предмет, дети его отгадывают, задавая вопросы. Вопросы к детям задаю так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет». Это живой предмет? Это овощ? Это дерево? У него есть иголки?
 Словарную работу  осуществляю во всех видах детской деятельности. Непосредственное общение с детьми в течение всего дня, во время всех режимных моментов  - умывания, одевания, приёма пищи, труда детей, игровой деятельности, совместной деятельности, на прогулках, на занятиях по различным образовательным областям, в творческой художественной деятельности расширяет словарь детей. Использование технических средств позволяет реализовывать задуманное в благоприятной, эмоционально окрашенной атмосфере. Организация в группе центров по развитию речи: театрализованного уголка, центра игр – драматизаций, центра дидактических и речевых игр -  все это позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.
Язык нельзя просто выучить, им нужно овладеть. Решить эту задачу помогает использование комплексного подхода, а именно: целенаправленная, одновременно лечебно-восстановительная  и     коррекционно-развивающая работа. При правильном и последовательном руководстве взрослых (воспитателя, дефектолога, музыкального руководителя, хореографа, родителей)  словарь детей с нарушением зрения достигает нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности во всех видах деятельности.
Литература:
1. Бабина Е.С.  Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих дошкольников;
2. Бородич А.М.  Методика развития речи;
3. Методика развития речи / под редакцией  Федоренко Л.П.,  Фомичевой Г.А., Лопарева В.К.;
 4. Плаксина Л.И. Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения;
5. Покутнева С.А.  Развитие устной речи слабовидящих дошкольников;
6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей;
7. Шипицина Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год