Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Нарушение зрения у детей
Автор: Смирнова Наталия Николаевна   
23.10.2019 07:21

Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зренияДидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Автор: Смирнова Наталия Николаевна МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Раменское Московской области

В связи с недоразвитием зрительного восприятия дошкольникам с нарушением зрения бывает очень сложно познать форму, величину, цвет предметов; познакомиться с их пространственным расположением (определить степень приближенности и удаленности). Нарушенные зрительные функции снижают способность глаза узнавать предметы и изображения; вызывают трудности цветоразличения; снижают способности видеть двумя глазами одновременно, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке. Поэтому задачи сенсорного развития входят в систему коррекционно-развивающей работы учителя- дефектолога (тифлопедагога).

 

В своей педагогической деятельности по решению задач сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения в качестве одного из средств могут быть использованы дидактические игры с нетрадиционными материалами. Нетрадиционные материалы– это разнообразные изделия, которые обладают особенными эстетическими и функциональными характеристиками. С их помощью дети знакомятся с цветом, величиной, формой предметов, устанавливают их пространственное положение, а также развивают мелкую моторику пальцев рук, согласованность в движении рук и глаз. Кроме этого, возможность работать с различными материалами позволяет детям знакомиться с их структурой и свойствами, что обогащает их чувственный опыт, развивает мышление, речь. В качестве примера нетрадиционных материалов можно назвать: бельевые прищепки, канцелярские скрепки, крышки разного цвета и величины, разнообразные крупы, ткани.

Цель работы с нетрадиционными материалами: сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения средствами дидактических игр.

Задачи:

  • познакомить детей с разнообразием нетрадиционных игровых материалов, их особенностями, способами действий и ними
  • развивать восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов
  • развивать согласованность в работе рук и глаз
  • развивать зрительное восприятие, внимание, память, воображение
  • воспитывать усидчивость и терпеливость в работе.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

  • активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста
  • развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации
  • учит их действовать по правилам, развивает любознательность
  • закрепляет знания, умения.

Положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

Коррекционно — педагогическая работа по формированию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения следует проводить по следующим направлениям:

  • развитие восприятия формы
  • развитие восприятия цвета
  • развитие восприятия величины
  • развитие восприятия пространственного расположения предметов.

Примерами игр могут служить: «Чудо прищепки», «Играем с крышками», игры с крупами: «Дорожка зайца и ежика», «Картина» (из крупы по схеме), «Помоги Золушке перебрать крупу», «Нарисуй пальчиком что хочешь» (рисование на манной крупе), «Веселый лабиринт».

В качестве результата проведенной работы можно отметить, что предложенные детям дошкольного возраста с нарушением зрения дидактические игры с нетрадиционными материалами сочетали в себе обучающие, развивающие и воспитательные функции; с их помощью осуществлялись сенсорные операции, которые обогатили опыт детей и способствовали формированию и развитию сенсорных способностей. Дети с большим интересом и внимание выполняли предложенные им задания. Анализируя представления, знания и умения воспитанников на данном этапе, отметим, что дети научились:

  • выделять и учитывать цвет, форму, величину и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий
  • группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей
  • соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине
  • узнавать в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка
  • отбирать предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски- «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Вывод: сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения наиболее интенсивно происходит в игровой деятельности. Поэтому в коррекционно-развивающий воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год