Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Нарушение зрения у детей
Автор: Егорова Евгения Борисовна   
29.04.2022 06:07

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Е.Б. Егорова ГБОУ «СК НШ-детский сад №144» г.Дзержинск, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье рассматривается специфика организации деятельности по познавательному развитию через дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Автор показывает содержание работы по данному направлению.

Ключевые слова: дидактическая игра, принципы, особенности ребёнка, геометрические фигуры, нарушение зрения, организация деятельности.

 

Большое количество детей имеют проблемы со зрением. Педагогам, работающими с детьми с нарушением зрения необходимо более внимательно относится к остроте зрения детей. Игра — ведущий вид детской деятельности. Одним из самых эффективных средств формирования зрительного восприятия геометрических форм считается дидактическая игра, т. к. её основным элементом является обучающая задача. Благодаря занимательности игровых действий дидактические игры активно способствуют овладению знаниями, т. к. в увлекательной форме усиливается познавательный потенциал слабовидящего ребёнка. Дидактическая игра способствует созданию интересов и любознательности дошкольников — представляет собой основу обучения на каждом возрастном этапе, а также является средством всестороннего развития личности. Именно в дидактической игре ребёнок с нарушением зрения имеет возможность накопить необходимый для него опыт полисенсорного развития. В своей работе по организации игровой и образовательной деятельности для формирования зрительного восприятия геометрических форм слабовидящих дошкольников руководствуюсь принципами:

  • Всегда учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, состояние его зрительных функций, зрительного восприятия. Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажаю справа от себя, если правого глаза, то – слева. При рассматривании объекта, детей рассаживаем таким образом: 2-3 ряда, полукругом (не широким); «каре»; параллельно.
  • Учитываю все показания врача, определившего уровень нагрузки на ребёнка.
  • Реализую сочетание словесного описания действий и определения предметов на ощупь.
  • При демонстрации какого-либо предмета комментирую его свойства более медленно, заранее продумываю вопросы, стараюсь делать их четкими и конкретными, легко понимаемыми детьми.
  • Даю время на обдумывание, не тороплю ребёнка, потому что это может вызвать у ребенка волнение, неуверенность в себе.
  • При организации дидактических игр с детьми, направленных на зрительное восприятие геометрических форм стараемся обследовать предмет, обводя его руками, делаем это медленно, сопровождая словом. Прошу детей обязательно следить за моими руками.
  • При взаимодействии с ребёнком использую невербальные жесты: кивок головы, похлопываю по плечу, так как слабовидящий ребенок не видит выражения лица.

Разнообразные дидактические игры, направленные на знакомство с формой, способствуют успешной компенсации зрительных нарушений. В ходе таких игр происходит активизация и стимуляция зрительных функций, развитие различных способностей зрения: цветоразличения, фиксация, локализация.

Нами создана картотека дидактических игр, направленных на формирование зрительного восприятия геометрических форм.

Дидактическая игра «Назови форму» способствует развитию умения узнавать и называть геометрические фигуры, соотносить объемные тела с плоскостными изображениями предметов. Для закрепления знаний о величине предметов у детей играем в такие игры как: «Сравнение предмета по высоте», «Сравнение предмета по длине», «Определи самую длинную сторону у прямоугольника», «Определи самую короткую сторону у прямоугольника», «Большие и маленькие Колобки» и т.д.

Особое место занимают игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве: «Что дальше к нам, квадрат или круг», «Что ближе к нам?», «Что, где находится?». В этих играх дошкольники с нарушением зрения учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, закреплять знания геометрических фигур средствами дидактической игры.

Игра «Найди предмет такой же формы». Ребёнок находит предмет такой же формы, как и геометрическая фигура в руках взрослого.

Игра «Назови одним словом». Детям нужно провести анализ и распределить фигуры по одному признаку. Все большие круги выбрать из предложенных геометрических фигур, все маленькие круги, все красные квадраты, все синие квадраты и т.д.

Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому в нашей группе чудесный мешочек был у каждого ребенка.

Делаем вывод, что в ходе организации дидактических игр, направленных на формирование зрительного восприятия геометрическом форм на наглядном материале, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, приходить к результату практическим путем, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, а также развивает качества, необходимые для его дальнейшей деятельности.

Используемая литература:

  1. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования
  2. Дружинина, Л.А. Комплексное изучение дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: монография / Л.А. Дружинина. – Челябинск, 2007.
  3. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие [Текст] / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2006. – 159 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год