Рекомендации педагогам по развитию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста
Смирнова Наталия Николаевна, учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г.Раменское, Московской области
При организации образовательной деятельности с дошкольниками рекомендуется использовать игры, игровые упражнения, задания, направленные на:
- Укрепление и развитие мышечного тонуса кистей и пальцев рук;
- Повышение уровня сформированности переключаемости с 1-го движения рук на другое;
- Повышение уровня скоординированности движений рук;
- Повышение уровня развития зрительно-пространственного восприятия;
- Повышение уровня работы системы «глаз-рука»;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Отработка правильного захвата орудийного предмета: карандаша, ножниц, кистей, стеки; выработку правильных практических действий с орудийными предметами.
Виды рекомендованных заданий и упражнений:
- Массаж пальцев и кистей рук: пощипывание, поглаживание, похлопывание, растирание, сжимание и разжимание кулаков, встряхивание кистями рук, постукивание, «ходьба» 2-мя пальцами по столу, работа с массажными мячиками, су-джок колечками, круговые движения кистями рук влево-вправо с массажными мячиками в руках и т.д.;
- Упражнения на расслабление и напряжение кистей рук «Плети», «Покажи силу»;
- Чередование статических и динамических движений рук ( «Ребро-кулак-ладонь», «Солнышко и тучка», «Полчка и зеркало», «Коза», «Зайчик», «Флажок» и т.д.), соединение и разъединение пальцев ( «Пальцы здороваются», «Колечки», «Цепочка»);
- Сортировка и собирание предметов в корзины, коробки каждой рукой, 2-мя руками одновременно, передача мяча, (платочки, ленты) 2-мя руками (платочки, ленту держать пинцетным захватом) друг другу, стоя в кругу, в колонну над головой, впереди, снизу и т.д.;
- Собирание мелких предметов пинцетным захватом 1-2-мя руками одновременно.
Указанные задания включаются в образовательную деятельность наравне с развитием общих двигательных качеств (точность, сила, плавность, ритмичность, координированность).
Рекомендации воспитателям по развитию компонентов ЗМК
При организации образовательной продуктивной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и в свободное от занятий время рекомендуется применять игровые задания и упражнения, направленных на развитие вышеуказанных функций.
Виды рекомендованных заданий и упражнений:
- Действия с предметами: упражнения и игры с прищепками, застежками, пуговицами, липучками, шнурками, молниями; перебирание и сортировка мелких предметов (природный материал, крупы, мелкие игрушки, бусины, мелкий конструктор, мозаика), нанизывание, раскладывание;
- Выполнение поделок из пластичных материалов: пластилин, соленое тесто, пластичная масса с проработкой мелких деталей в технике рельефной пластилинографии, пластилинового квилинга, мозаики (отщипывание, разламывание, скручивание, скатывание, разглаживание, размазывание);
- Упражнения и задания с различными видами бумаги: картон, цветная бумага, бумажные салфетки; ее рвать, мять, скручивать, складывать в разных направлениях, вырезывать по контуру, симметрично из бумаги, сложенной пополам, «гармошкой».
Рекомендации по развитию графо-моторных навыков и ЗМК
При организации образовательной деятельности воспитателя, а также в свободное время рекомендуется включать игровые задания и упражнения на развитие графо-моторных навыков, которые направлены на:
- Развитие зрительных функций, глазомера;
- Развитие зрительно-пространственного восприятия, пространственной ориентировки на плоскости;
- Повышение уровня работы системы «глаз-рука»;
- Отработка правильного захвата карандаша, развитие умения контролировать нажатие на карандаш при проведении линий.
Виды рекомендованных заданий и упражнений:
- рисование различными изобразительными средствами выразительности (карандаши, краски, мелки, пастель, фломастеры); рисование различных по толщине линий;
- работа с бумагой (аппликация силуэтная, обрывная, мозаичная, конструирование, оригами);
- штрихование фигур в различных направлениях (горизонтально, вертикально, по диагонали, смешенное штрихование). Обязательно акцентировать внимание ребенка на направление линии при штриховании;
- дорисовывание незаконченного рисунка;
- раскрашивание, обведение по трафарету, срисовывание через кальку;
- графические диктанты на листе бумаги в клетку, списывание, копирование элементов букв, цифр;
- воспроизведение прямых, волнистых, зигзагообразных, пунктирных линий;
- прохождение различных по сложности лабиринтов;
- составление узоров из геометрических фигур;
- срисовывание более мелких или более крупных по сравнению с заданными предметов ( «Нарисуй яблоко крупнее красного, но мельче зеленого»);
- рисование недостающей части предмета;
- проведение линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрихами;
- проведение различных линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.
|