Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в период подготовки их к школьному обучению.
Нарушение зрения у детей
Автор: Усачева Дарья Игоревна   
04.12.2024 09:52

Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в период подготовки их к школьному обучению.Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в период подготовки их к школьному обучению.

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Часть из них имеют моторную дисграфию, т.е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.

Как показывает практика, трудности овладения графическими навыками, которые испытывает дошкольник, никуда не исчезают на следующем возрастном этапе, а наоборот, порождают ряд других проблем. Со временем они могут перерасти в трудности овладения письмом, общую неуспеваемость по основным школьным предметам и дезадаптацию ребенка в школе. В связи с этим особое внимание в дошкольном возрасте следует уделять формированию графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму.

 

Графические навыки- определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.

Графический навык предполагает:

  • умение красиво и легко (ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации- широкие, узкие, нитевидные, ломанные спиралевидные);
  • умение легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
  • устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
  • выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

У дошкольников старшего возраста с нарушением зрения наблюдается снижение остроты зрения, нарушение прослеживающей функции глаза и локализации взора, а также снижение скорости, точности и координации мелкой моторики рук. У многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации. Так же нужно отметить, что процесс письма осложняется возрастными особенностями детей, у которых в возрасте 5-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низкая выносливость к статическим нагрузкам. Все это ведет к ошибкам при выполнении графических заданий и практических действий на листе бумаги.

Для развития графических навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в занятия включаются следующие виды работ:

1) Игровой самомассаж рук.

Способствует активизации сенсорных ощущений, которые возникают одновременно в обоих кистях рук дошкольника. Массирующая рука создает механические раздражения, а массируемая рука воспринимает их. Самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, тем самым предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

При выполнении игрового самомассажа дошкольники находятся в позиции субъекта коррекционно- образовательной деятельности, чему способствует простота, доступность, яркость образов и веселое стихотворное сопровождение движений.

К приемам самомассажа относятся поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Улучшить эффект и повысить эффективность воздействия помогут тренажеры: детские ручные эспандеры, массажные коврики, шестигранные карандаши, резиновые мячики с шипами.

2) Пальчиковая гимнастика.

Под сопровождение стихов, песен, считалоквключаются задания на напряжение и расслабление пальцев; потягивание; упражнения для кончиков и подушечек пальцев, запястий, ладоней, вращение и покачивание пальцами, растягивание, составление из пальцев различных фигур.

3) Упражнения, которые развивают мелкую моторику, а также способствуют повышению остроты зрения и развитию глазодвигательных функций.

Данные упражнения развивают умение внимательно обследовать объекты, четко дифференцировать форму, уточняют зрительные представления о предмете, что способствует соединению всех компоненты зрительного действия в целое.

Это дидактические игры с зашумленными изображениями, плетение ковриков из цветных полос разной ширины, работа с конструктором различной формы и величины, шнуровка ленты через отверстия, работа с орнаментографом, выкладывание по контуру, обведение через кальку, работа с совмещением силуэтов, застегивание и расстегивание пуговиц, сортировка камушек, ракушек по форме и величине.

4) Задания на развитие ориентировки в микро-пространстве.

Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги.

Одним из этапов обучения дошкольника с нарушением зрения графическим навыкам являются задания по созданию орнамента из геометрических фигур под диктовку педагога; размещение мелких предметов на листе бумаги; ориентировка по сторонам и углам прямоугольника, по таблице (ряды, столбцы); называние пространственными терминами места расположения картинок, предметов, фигур на листе бумаги.

5) Рисование, штриховка, обводка по трафаретам, контурам и силуэтам.

Этот вид работы позволяет развивать мелкие мышцы пальцев и кисти руки, а также формирует умение видеть контур фигуры и соблюдать одинаковое расстояние между линиями. На этом этапе работы осваиваются свободные движения руки, тренируется умение координировать движения пальцев кисти, а также понимание и ощущение нужного направления движения.

В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие кинестезического контроля за движением руки во время выполнения практических действий (рисование, обводка по трафаретам) является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков.

Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений, штриховка (параллельными отрезками (сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево); штриховка косыми линиями и точками; круговыми линиями, полуовалами; волнистыми линиями) способствуют регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле.

Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе.

Подводя итоги следует отметить, что систематическая, комплексная и целенаправленная работа способствует не только развитию графических навыков старших дошкольников с нарушением зрения, но и развивает зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, ориентировку в микропространстве, стимулируют развитие остроты зрения и глазодвигательных функций.

Таким образом, в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям дошкольного возраста (в том числе с ОВЗ) сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год