Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ по ФГОС ДО»
Адаптация
Автор: Елпашева Татьяна Николаевна   
01.03.2022 11:49

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ по ФГОС ДО»«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ по ФГОС ДО»

Елпашева Татьяна Николаевна

В системе образования Российской Федерации первый уровень общего образования представлен дошкольным образованием, общие требования к которому сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Главным ориентиром нормативного акта стало обеспечение психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольника, что положительно влияет на процесс адаптации.

В современных психолого-педагогических исследованиях по данному вопросу, под адаптацией в общем виде подразумевается приспособление и (или) привыкание организма к новой обстановке. При этом, процесс адаптации у каждого ребенка может проходить неодинаково и напрямую зависит от его индивидуально-типологических особенностей и социальной среды, которая окружала ребенка до поступления в дошкольную образовательную организацию. В этот период и педагоги, и родители должны осознавать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и какими серьезными могут быть последствия для его здоровья в будущем. Учитывая данное обстоятельство, требования ФГОС ДО направлены на создание таких психолого-педагогических условий, при которых привыкание ребенка к изменившейся ситуации будет максимально безболезненным. Направления (Векторы) развития и образования ребенка (разнообразны и представлены такими сферами как) в сфере социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Обозначенные образовательные области обусловлены спецификой особенностей возраста, что определяет их содержание и своеобразие адаптации. Так, для раннего возраста ведущей является (в раннем возрасте (1 год — 3 года) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, эксперименты с материалом и веществом (например, с песком, водой, тестом), сотрудничество с взрослым и коллективные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и использование в повседневности окружающих предметов сообразно с их назначением (с бытовыми предметами-орудиями), осмысление музыки, сказок, стихотворений, разглядывание картинок, двигательная активность.

 

В рамках адаптации по социально-коммуникативному развитию педагогам следует разрабатывать занятия разноплановой направленности, в частности:

  • на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая формирование морально-нравственных ценностей
  • на развитие общения и взаимодействия воспитанника с взрослыми и сверстниками
  • на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
  • на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Согласно ФГОС ДО результаты такой работы могут быть представлены только в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики вероятных достижений воспитанника на этапе завершения и перехода на другой уровень дошкольного образования.

В качестве демонстрации и формирования представления, о чем идет речь, считаем целесообразным привести выдержку из ФГОС ДО по данной позиции для младенческого и раннего возраста:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

При этом следует помнить, что требование от воспитанника раннего возраста конкретных образовательных достижений неправомерно, т.к. целевые ориентиры не подлежат какой-либо оценке, т.е. не сопровождаются проведением каких-либо аттестаций (промежуточной и итоговой аттестации воспитанников).

Для достижения положительной динамики развития ребенка раннего возраста в рамках детского учреждения образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

В заключение отметим, что требования Стандарта не могут быть решены без активного участия родителей и потому часть из них направлена на решение таких задач как:

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
  • создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
  • информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Дошкольное образование заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса, ведь именно в его рамках проходит формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Источники:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ

Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 № 30384)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год