Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Русский фольклор в работе с младшими дошкольниками в период адаптации к детскому саду.
Адаптация
Автор: Строкина Ольга Анатольевна   
31.07.2022 19:03

Русский фольклор в работе с младшими дошкольниками в период адаптации к детскому саду.Русский фольклор в работе с младшими дошкольниками в период адаптации к детскому саду.

Авторы: Строкина Ольга Анатольевна, Купряшина Марина Николаевна, ГБОУ Школа Перспектива г. Москва, САО

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч. Так русский поэт Александр Яшин писал в стихотворении «Русский язык». Сейчас из нашей жизни уходят не только «милые с детства» слова, но и привычки, обычаи, игры, предаются забвению многие рецепты и секреты воспитания детей, созданные педагогическим талантом русского народа, апробированные и передавшиеся из поколения в поколение; наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, из него исчезает красота образность.

 

Скачать конспект

А есть ли такие средства, которые помогли бы нам вернуть утраченное? Да есть. Одним из таких средств является показ детям красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, пословицах, хороводах, сказках, потешках, калядках, обрядах и т.д. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности.

Какие же материалы можно использовать в работе с детьми? Лучший вариант – познакомить ребенка со всей фольклорной палитрой, усложняя содержание в зависимости от возраста малыша. Приход ребенка в детский сад, период адаптации, как раз тот самый момент, когда происходит активное знакомство ребенка с фольклором. Для малыша важна эмоциональная близость с взрослыми, чувство защищенности, можно знакомить его с «поэзией пестования». Сюда входят колыбельные песенки, прибаутки, сказки, потешки, в которых каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям, эти песенки, потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражают заботу, нежность. Ими нужно окружать ребенка в течение всего дня.

Часто малыши, расставаясь утром с мамой, плачут. Утешая ребенка можно приговаривать:

Полно плакать!

Тише, тише,

А не то Полкан услышит,

Скажет: «Гав! Кто плачет тут?

Аней тут кого зовут?»

Во время умывания говорим:

Водичка, водичка,

Умой Алене личико,

Чтобы смеялся роток.

Чтоб кусался зубок,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели.

Во время еды, похваливая деток, произносим:

У нас полный дом ребят,

Все за столиком сидят,

Все за столиком сидят,

Кашу с маслицем едят,

Ложка гнется, рот смеется,

Душа радуется.

Укладывая спать приговариваем им:

Все ложатся на бочок,

Под головку кулачок,

Ветерок над головой,

Спи глазок, спи другой.

Но вот детки проснулись и, улыбаясь, поглаживая их по спинкам, спрашиваем:

Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуши — потягунюшки
От носочков до макушечки

Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся
Вот уже растем, растем.
И идем, приговаривая:

Большие ноги идут по дороге
Топ-топ, топ-топ
А маленькие ножки бегут по дорожке
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Потешки, попевки употребляем мы изо дня в день, и они запоминаются детьми. И они уже сами начинают их повторять. Таким образом, речь их становится более красивой, образной.

Так же мы играем с детьми в русские хороводные игры, такие, как «Заинька», «Ходит Ваня», «Мы на луг ходили». Хороводные игры создают определенный духовный настрой, развивают у ребенка интерес к народному творчеству, воспитывают добрые чувства, знакомят с напевностью русского языка.

Дети любого возраста любят слушать сказку. Она покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.

В.Берестов.

Знакомя детей со сказками, мы развиваем их активную речь, побуждаем к пересказыванию, к сочинению продолжения или концовки сказки.

Фольклор, составивший сегодня в большинстве своем педагогическую «Красную книгу», способен решить многие педагогические задачи. Он может заложить фундамент личности и творчества. Поэтому так важно организовать в этот период встречи ребенка с песней, сказкой, пословицей, игрой. И от того будет или нет детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества зависит во многом дальнейшая жизнь маленького человека.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год