Адаптация | |||
Автор: Иванова Юлия Сергеевна | |||
30.10.2023 19:28 | |||
Особенности инклюзивного образования, специфика организации процесса адаптации детей с ОВЗ в ДОУ, формирование социально-бытовой ориентировки в режимных моментах и действий самообслуживания в период адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивного образования Подготовила: Иванова Юлия Сергеевна ГБОУ СОШ №1 СП «Детский сад Берёзка» В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детей. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой процессы обучения и воспитания протекают в наиболее благоприятных для детей условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь коллектива сверстников. В идеале инклюзивная группа должна объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом.
Особенности инклюзивного образования в ДОО следующие:
Специфика организации процесса адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной группе заключается в том, что изменение условий среды (попадание из дома в группу детского сада) и потребность выработки новых форм поведения (в непривычной социальной среде) требуют от ребенка с ОВЗ значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как у самого ребенка, так и у окружающих его взрослых. Организация процесса адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной группе предполагает, во-первых, изучение личностных особенностей адаптации к ДОО у детей с ОВЗ, во-вторых, изучение особенностей адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивной группы, в-третьих, изучение готовности педагогов к деятельности по обеспечению адаптации к ДОО детей с ОВЗ, в-четвертых, использование мер по облегчению процесса адаптации (игры, музыкотерапия, сказкотерапия, арт-терапия и пр.) Роль воспитателя по формировании социально-бытовой ориентировки в режимных моментах и действий самообслуживания в период адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивного образования очень велика. Для того чтобы этот процесс осуществлялся успешно, необходимо еще до прихода ребенка с ОВЗ в группу познакомить его с группой, с особенностями организации предметно-развивающей среды, со сверстниками. Часто для этого используется альбом с фотографиями группы, при просмотре альбома с ребенком комментируются особенности совместной деятельности, проведения режимных моментов. Ребенка также знакомят с правилами поведения в детском саду и в группе, обсуждают с ним различные ситуации, которые могут возникнуть в детском саду. Посещение инклюзивной группы ребенком с ОВЗ следует начинать в кратковременном режиме, организации посещения прогулки или индивидуальных и парных игр со сверстниками в группе. Кроме того, воспитателю важно подготовить и нормально развивающихся детей к приходу в группу особого ребенка (например, могут быть проведены игры из серии «Уроки доброты»). Подготовительную работу проводят и с родителями нормально развивающихся дошкольников. В процессе адаптации к условиям инклюзивной группы детей с ОВЗ воспитатель прежде всего помогает таким воспитанникам освоить пространство (для детей с нарушением зрения используются специальные метки, зрительные тренажеры и пр.), делает его безопасным и доступным. Общая последовательность формирования социально-бытовых навыков следующая:
При этом воспитателю нужно понимать свою роль в формировании каждого навыка: она велика вначале и уменьшается по мере его освоения. Специалисты условно называют эту последовательность движением от совместных действий по типу «рука в руке», т. е. когда педагог действует руками ребенка, до действий «рука за рукой», когда действие инициируется взрослым, но затем он прекращает его, оставляя за собой только корректирующий контроль и легкие направляющие движения по касательной Последовательность перехода от совместных к самостоятельным действиям:
У детей с ОВЗ с менее выраженной патологией формирование социально-бытовых навыков происходит в условиях формирования опыта:
При этом действия ребенка с ОВЗ и педагога, а также нормально развивающихся сверстников включены в организацию специальных педагогических ситуаций:
Задачи, которые мы ставим перед собой, организуя процесс обучения и воспитания детей в условиях инклюзивной группы:
Работу с детьми с ОВЗ осуществляем во взаимодействии с такими специалистами, как педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра. Учитель — логопед работает в тесном контакте с воспитателями, посещает занятия других специалистов. Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками образовательного учреждения. Принимает активное участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии воспитанников с ОВЗ. Учитель-дефектолог проводит индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Работа педагога-психолога заключается, прежде всего, в облегчении процесса адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивного образования. Важное условие успешности инклюзивного образования, на наш взгляд, принятие семьи как неотъемлемой развивающей среды, включение родителей в педагогический процесс. Конечно, для родителей нормально развивающихся детей и родителей детей, которые отстают в развитии, не простым решением было оказаться в одной группе. Для решения данной проблемы разрабатываются консультации и рекомендации для родителей. Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре стараются помочь детям стать более дружными, организованными. Привлекают детей с ОВЗ к участию в праздниках, досуговых мероприятиях. Сопровождение со стороны медсестры заключается в наблюдении за состоянием физического и душевного здоровья детей с ОВЗ, предоставлении информации воспитателям и родителям по всем интересующим вопросам. Детский сад — это мир детства, в котором каждый маленький человек должен ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение. Наш детский сад строит дом, в котором разные дети, здоровые и те, у которых есть определённые проблемы в развитии, учатся понимать друг друга, принимать различия, быть ответственными за тех, кто рядом, учатся жить вместе.
|