Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Адаптация ребенка к отсутствию одного из родителей, находящегося на СВО.
Адаптация
Автор: Добровольская Вероника Георгиевна   
30.11.2024 11:11

Адаптация ребенка к отсутствию одного из родителей, находящегося на СВО.Адаптация ребенка к отсутствию одного из родителей, находящегося на СВО.

Добровольская Вероника Георгиевна педагог-психолог МБДОУ детского сада №110, г.Иркутска

Адаптация ребенка к отсутствию одного из родителей находящегося на специальной военной операции (СВО) представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий чуткого подхода и внимательной поддержки.

Часто родители обесценивают эмоции и чувства детей — в течение дня подобных ситуаций возникает крайне много и родителям бывает сложно моментально реагировать на них. В дошкольном возрасте дети еще не в состоянии осознать ситуацию.

Но травмирующим для ребенка может быть все, что разрушает привычный мир и для возвращения к нормальной жизни важно восстановление игровой деятельности, следовательно, психологическая работа будет направлена именно на это. Дети до 3 лет еще не умеют хорошо говорить и выражать свои мысли и чувства. Это не значит, что малыши ничего не понимают — любая информация передается и воспринимается на невербальном уровне: они безусловно чувствуют и ощущают происходящее.

 

Дошкольники способны улавливать настроение и эмоции мамы и других членов семьи, "читая" их лица, слыша интонацию и наблюдая изменения в поведении.

Многие дети обладают чувствительностью к настроению взрослых, а также

остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде: изменение в распорядке дня, переход в другую кроватку, переезд и другие изменения, в том числе испытывают психологический дискомфорт, тревогу и испуг, который царит в семье при мобилизации отцов и близких людей.

Детям старшего дошкольного возраста уже можно объяснить многие

вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития, чтобы отличить добро от зла.

Первоначально, ребенок ощущает потерю эмоционально, что может проявляться в виде тревожности, агрессивности или, наоборот, замкнутости. Важно создать безопасную атмосферу, в которой он сможет выразить свои чувства и переживания. Эмоциональная связь между родителем и ребенком играет ключевую роль в развитии ребенка. При отделении ребенок сталкивается с чувством покинутости и незащищенности, что может привести к развитию различных эмоциональных расстройств, таких как тревожность и депрессия.

Необходимость коммуникации между родителем и ребенком становится критически важной. Современные средства связи могут помочь сохранить связь, однако ничто не заменит физическое присутствие. Дети могут использовать этот опыт как способ формирования своего эмоционального интеллекта, учась справляться с потерей и ожиданием, что в дальнейшем может помочь им в других жизненных ситуациях

Важно, чтобы оставшиеся рядом взрослые создавали для ребенка атмосферу поддержки и понимания, способствуя его эмоциональному восстановлению. Роль оставшегося родителя, а также близких родственников и друзей, становится особенно значимой в этот период. В условиях отсутствия родителя, формируется уникальная динамика отношений между детьми и оставшимися родственниками. Важно, чтобы бабушки, дедушки и другие ближайшие члены семьи не только обеспечивали физическую заботу, но и эмоциональную поддержку. Их участие может быть бесценным в процессе адаптации ребенка к изменениям, связанным с отсутствием одного из родителей. Создание безопасного эмоционального пространства в семье позволяет детям раскрывать свои переживания и чувства, преодолеть страхи и неуверенность, что способствует психологическому оздоровлению.

Кроме того, поддержание привычного распорядка дня и активные формы досуга, такие как спорт или творческие занятия, способствуют формированию чувства стабильности и безопасности. Постепенно, благодаря времени и заботе, ребенок учится адаптироваться к новой реальности, чаще всего восстанавливая уверенность в себе и своих силах. Важно не забывать, что каждый ребенок уникален, и его процесс адаптации может потребовать индивидуального подхода.

Важным аспектом адаптации является коммуникация. Оставшийся родитель должен регулярно обсуждать с ребенком происходящее, отвечая на его вопросы и развеивая страхи. Это поможет ребенку осознать, что изменения в его жизни – это временные обстоятельства, и что любовь и забота со стороны близких остаются неизменными.

Также важно спрашивать у малыша: «Все ли тебе понятно? Будет так-то и так-то». Постарайтесь ответить на все его вопросы. А если после этого разговора ребенок начнет плакать, не нужно его сразу же развлекать: «Пойдем, поиграем». Обнимите его и дайте несколько минут проплакаться.

Открытое обсуждение чувств формирует доверие и укрепляет семейные связи, что имеет большое значение в сложный период.

Также важно настраивать ребенка на позитив, демонстрируя ему примеры того, как другие успешно справляются с подобными ситуациями. Это могут быть истории о мужестве, поддержке и стойкости, которые вдохновляют и вселяют надежду. Важно научить ребенка находить удовольствие в мелочах жизни, будь то простые радости или достижения в учебе и спорте.

Не менее значима работа с внешней средой, включая детский сад или школу. Учителя и воспитатели должны быть в курсе ситуации, чтобы предпринять необходимые шаги для поддержки ребенка, создавая безопасную и доброжелательную атмосферу. Взаимодействие с такими учреждениями поможет ребенку сохранить социальные связи и избежать чувства одиночества.

Таким образом, комплексный подход к поддержке ребенка в условиях отсутствия одного из родителей поможет ему не только пережить трудный период, но и вырасти эмоционально крепким и устойчивым человеком. Поддерживать ребенка в это непростое время можно самыми простыми способами: выделять ему время и инициировать общение. С малышами читайте сказки, лепите, рисуйте. Не забывайте о важности времени, проведенного с ребенком. Каждый момент, посвященный общению и совместным развлечениям, укрепляет доверие и чувство безопасности. Поэтому важно находить время для игр, прогулок или просто бесед, что придаст ребенку уверенность в том, что он не одинок в своих переживаниях.

Ребенок постарше может замкнуться, но нужно подходить к нему, улыбаться, спрашивать его о чем-либо. Важен и тактильный контакт: можно похлопать по плечу, сделать массаж, погладить по голове, побороться по-дружески, с малышами посидеть «в домике» или просто найти то, за что ребенка можно похвалить.

Если дети приходят к вам и жалуются на тревогу — обнимите, скажите, что вы тут, вы рядом и будете о них заботиться. Что вы никуда не денетесь. Детей больше всего пугает именно это. Постоянно держим в голове, что задача разговора с ребенком – успокоить, а не напугать!

Сказать можно так: «Между двумя странами происходит конфликт. Взрослые стараются решить его. Наш папа тоже хочет в этом помочь. Мы надеемся, что скоро это закончится, но пока нашего папы с нами не будет, он будет там. Мы постараемся быть с ним на связи, мы знаем, что не только мы, но и он нас очень любит. Пока папа в отъезде, я всегда буду рядом с тобой, вместе мы справимся. Если хочешь, посмотри фотографии, а можешь нарисовать рисунок или вылепи поделку папе и я его пошлю ему».

Лепка из теста, глины пластилина трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля. А рисунок помогает ребенку ощутить себя в безопасности (рисунок дома)

Или сказать так: «Ссоры бывают у всех и всегда. Но самое главное, что у тебя есть семья и она о тебе позаботится».

Лгать и что-то придумывать не стоит — дети прекрасно чувствуют фальшь, лучше всего рассказать все как есть на понятном ребенку уровне.

Важно уделять внимание не только эмоциональной, но и физической безопасности ребенка. Обеспечение стабильного и комфортного окружения, где он сможет чувствовать себя защищенным, играет ключевую роль. Регулярные распорядки и привычки в повседневной жизни помогут создать ощущение порядка и предсказуемости, что особенно важно в условиях перемен.

Кроме того, стоит вовлекать ребенка в совместные занятия, такие как творчество, спорт или хобби, которые могут стать источником радости и способствовать его личностному развитию. Взаимодействие с другими детьми и участие в командных активностях не только развивают навыки общения, но и помогают находить новых друзей, что смягчает чувство утраты.

Таким образом, поддержка и внимание со стороны оставшегося родителя, а также важность вовлеченности окружающих создают прочный фундамент для адаптации ребенка в новой реальности.

Важно также учитывать, что каждый ребенок уникален и реагирует на изменения по-своему. Некоторые могут быть более чувствительными к изменениям в окружении, в то время как другие справляются с ними легче. Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка и открытое общение о его чувствах помогут родителю лучше понять, что именно нужно в данный момент и как оказать необходимую поддержку.

Поддержка от психолога детского сада, в который ходит ребенок

Для оказания помощи детям дошкольного возраста, психологу необходимо:

  1. Получить сведения от родителей, педагога о мобилизации отца или другого члена семьи.
  2. Наблюдать за изменением психоэмоционального состояния ребенка и оценивать его.
  3. Пригласить мать ребенка (лицо ее заменяющее, других родственников) на беседу для выявления их уровня психоэмоционального состояния и выяснения ресурсов для улучшения психологического состояния.
  4. Провести беседу с ребенком, цель которой — дать ребенку ощущение безопасности, опоры на взрослого. После окончания беседы задать вопрос, все ли ему понятно. Если ребенок задает вопросы, обязательно отвечать ему.
  5. Проводить психологическую работу с ребенком на снятие тревожности и повышение уверенности, повышение эффективности действий ребенка во время и после травмы, уменьшение неприятных и болезненных проявлений, вызванных травмирующим событием, профилактику развития нежелательных последствий травмирующего события. Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь.
  6. Проводить психологическую работу с матерью ребенка (родителями, лицами их заменяющими, другими родственниками). Здесь важна стабильность, которую может дать уверенность и психологическая устойчивость родителей, основательность устройства семейной системы и последовательность в воспитании.
  7. Если все же перемены в жизни семьи произошли, стоит поговорить об этом с ребенком. Отсутствие информации и непредсказуемость жизни являются источниками тревоги.

Самое главное, взрослым крайне важно следить и за своим эмоциональным состоянием, чтобы иметь силы отвечать запросам ребёнка, быть ему опорой и психологически закрывать его проблемы и страхи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год