Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»
Учим Чтению
Автор: Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна, Килина Ирина Юрьевна   
13.09.2019 09:07

«Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»«Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»

Подготовили:

  • Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна Учителя – логопеды
  • Килина Ирина Юрьевна педагог-психолог

Муниципальное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Радуга» Кемеровская область, город Киселевск

Формирование навыков правильного, беглого сознательного и выразительного чтения — одна из актуальных проблем учителя – логопеда и педагога – психолога.

Доктор педагогических наук И.Т. Федоренко, исследуя процесс подготовки детей к усвоению знаний, роль чтения и письма в этом процессе, определил значение зрительного и слухового восприятия в формировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произвольного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Автор указывает на факторы, положительно влияющие на выработку техники чтения и тормозящие ее. «К первым относится интерес к чтению, внимательность, антиципирование, учет и корректирование техники чтения. Ко вторым – «трудные» слова, регрессии, слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую группу факторов совершенствовать, а вторую – устранять».

 

Скачать конспект

Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности педагогических работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс формирования навыков чтения. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Учитель — логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.

Деятельность педагога — психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с формированием навыков чтения.

Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно — развивающего процесса.

Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова).

Выделяется пять этапов развития техники чтения:

I этап – начальный (аудирование, прослушивание чтения педагога – чтение за педагогом – чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст);

II этап – развитие кратковременной памяти (аудирование, прослушивание чтения педагога – чтение за педагогом – чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст – убыстрение темпа чтения – переход на незнакомый текст);

III этап – совершенствование внимания и развитие угла зрения (чтение в паре – многократное чтение – пересказ с опорой на текст – убыстрение темпа чтения – переход на незнакомый текст);

IV этап – уверенное чтение адаптированных текстов (многократное чтение – убыстрение темпа чтения – чтение отрыва взгляда от текста – переход на незнакомый текст);

V этап – беглое чтение любых текстов (самостоятельное чтение).

Для каждого этапа характерна своя скорость чтения и система упражнений. На каждом этапе используются следующие виды упражнений:

  1. АУДИРОВАНИЕ, ПРОСЛУШИВАНИЕ ЧТЕНИЯ ПЕДАГОГА
  2. ЧТЕНИЕ ЗА ДИКТОРОМ – способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
  3. ЧТЕНИЕ В ПАРЕ – тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения.
  4. ПЕРЕСКАЗ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ – приучает ребенка быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.
  5. МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ – способствует ежедневному накоплению в памяти ребенка зрительных образов слов, учит правильному быстрому и выразительному чтению.
  6. УБЫСТРЕНИЕ ТЕМПА ЧТЕНИЯ
  7. ПЕРЕХОД НА НЕЗНАКОМЫЙ ТЕКСТ
  8. ЧТЕНИЕ С ОТРЫВОМ ВЗГЛЯДА ОТ ТЕКСТА – приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной и умения распределять внимания.

Использование в совместной деятельности данной методики с опорой на важнейшие психофизиологические процессы, позволяют в короткие сроки добиться желаемых результатов по технике чтения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год