| 
  Творческий проект «Читающая мама – читающая страна» 
детский сад № 17 «Колосок» города Белореченска муниципального образования Белореченский район 
Автор проекта: Романова Марина Александровна 
«Читайте детям не нотации, а книги» Г. Остер 
Мир ребенка начинается с семьи. Первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство. 
 Скачать конспект 
К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению. Тихие и радостные моменты детства, совместное чтение книг, духовная близость с мамой могут стать человеку опорой на сложном жизненном пути. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало семейным. 
Актуальность: 
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг. 
Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. 
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и сравнениями. 
С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка. 
Вот почему так важно прививать детям любовь к книге. 
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение, а именно чтение мамы. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение мамы, рассматривая вместе с ней книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой! 
Таким образом, всё вышеизложенное доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по приобщению детей и родителей к художественной литературе и семейному чтению. 
Цель проекта: 
Обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери. 
Задачи проекта: 
- Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
 
- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
 
- Через художественную литературу и иллюстрации к ней воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание друг к другу и т. д.;
 
- Способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
 
- Воспитывать бережное отношение к книге.
 
 
Проблема проекта: 
Снижение интереса к чтению художественной литературы среди детей и родителей. 
Гипотеза проекта: 
У детей и родителей появится стремление к постоянному общению с книгой. 
Ожидаемый результат: 
- возрождение традиции домашнего чтения
 
- формирование устойчивого интереса детей и родителей к чтению художественной литературе
 
- позитивные изменения в речи детей
 
- повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка
 
- пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной
 
 
литературой; 
Организация деятельности над проектом. 
1. Деятельность воспитателя: 
- подготовка методических и дидактических материалов
 
- проведение игр, бесед, организация выставок
 
- довести до родителей важное значение воспитания в дошкольниках интереса и любви к книге
 
- выставка творческих работ детей.
 
 
2. Деятельность детей: 
- участие в различных играх, конкурсах, беседах
 
- заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных педагогом
 
- ремонт книг
 
- рисование понравившихся сюжетов и изготовление поделок по прочитанным произведениям.
 
 
3. Деятельность родителей: 
- участие во всех мероприятиях, организуемых в группе
 
- оказание помощи в пополнении групповой библиотеки
 
 
Детям предлагается широкий спектр игр: 
- дидактические игры
 
- сюжетно – ролевые игры
 
- игры по прочитанным книгам, викторины
 
- пальчиковые игры
 
- театрализованные игры.
 
 
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: в лепке, рисовании, аппликации. 
Реализация проекта предполагает: 
- взаимодействие воспитателя с детьми
 
- взаимодействия воспитателя с родителями
 
- совместную деятельность родителей и детей
 
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса:
 
 
педагоги – дети – родители. 
Вид проекта: творческий. 
Длительность проекта: краткосрочный (1неделя). 
Участники проекта: 
- дети
 
- воспитатели
 
- родители.
 
 
Перспективное планирование работы с детьми в рамках реализации проекта «Читающая мама – читающая страна»
 
| 
 Мероприятие 
 | 
 Задачи 
 | 
 Участники мероприятия 
 | 
 
| 
 1 й день 
 | 
 
| 
 Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге». 
 | 
 Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни. 
 | 
 Дети, педагог 
 | 
 
| 
 Беседа «Книги – лучшие друзья». 
 | 
 Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам;      развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям; определять знакомые книги и сказки. 
 | 
  | 
 
| 
 Дневные литературные чтения (ежедневно). 
 | 
 Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни. 
 | 
  | 
 
| 
 Рассматривание портретов детских писателей. 
 | 
 Цель: закрепить и расширить знания детей о детских писателях. 
 | 
  | 
 
| 
 Пальчиковая игра: «Кошкин дом» 
 | 
 Цель: побуждать самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стихотворения; обогащать словарь детей, совершенствовать интонационную выразительность речи. 
 | 
  | 
 
| 
 2й день 
 | 
 
| 
 Пальчиковая игра «Маша каши наварила» 
 | 
 Цель: поощрять участие детей в театрально – игровой деятельности; добиваться правильного и четкого произношения слов. 
 | 
  | 
 
| 
 Д/и «Из какой сказки?» 
 | 
 Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по ключевым словам. 
 | 
  | 
 
| 
 Настольный театр «Три поросенка». 
 | 
 Цель: совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами. 
 | 
  | 
 
| 
 Трудовая деятельность в книжном уголке: «Книжкина больница». 
 | 
 Цель: воспитывать бережное отношение к книге, оказывать помощь воспитателю в работе с клейкой лентой и другими материалами. 
 | 
  | 
 
| 
 3й день 
 | 
 
| 
 Лепка «Колобок» 
 | 
 Цель: развивать умение выражать свои впечатления о прочитанной книге в различных видах продуктивной деятельности. 
 | 
  | 
 
| 
 Чтение русских народных сказок по выбору детей 
 | 
 Цель: предоставить детям право выбора сказки, прививать любовь к русским народным сказкам. 
 | 
  | 
 
| 
 Пальчиковый театр «Репка» 
 | 
 Цель: развивать творческое воображение детей, формировать умение обыгрывать сюжет сказки. 
 | 
  | 
 
| 
 4й день 
 | 
 
| 
 Инсценировка сказки «Курочка Ряба» (теарт масок) 
 | 
 Развитие творческого воображения, эмоциональности, раскрепощенности. 
 | 
  | 
 
| 
 Заучивание пословиц о книгах 
 | 
 Развитие памяти детей 
 | 
  | 
 
| 
 Рисование «Козленок» (методом «тычка») 
 | 
 Ознакомление детей с приемом рисования «тычок полусухой кистью» 
 | 
  | 
 
| 
 5й день 
 | 
 
| 
 Д/и «Собери кубик. Сказочные герои» 
 | 
 Закрепление знаний о сказочных героях прочтенных книг, развивать зрительную память, логическое мышление 
 | 
  | 
 
| 
 Отгадывание загадок по теме «Сказочные герои» 
 | 
 Развитие памяти и мышления. 
 | 
  | 
 
| 
 Прослушивание аудиосказки «Маша и медведь» 
 | 
 Формировать умение на слух воспринимать произведение, отвечать на вопросы. 
 | 
  | 
 
 
Перспективное планирование работы с родителями воспитанников 
в рамках реализации проекта «Читающая мама – читающая страна» 
| 
 Мероприятие 
 | 
 Цель 
 | 
 
| 
 Ежедневная акция «Чудо-рюкзачок» 
 | 
 Приобщение родителей к совместному чтению с детьми. 
 | 
 
| 
 Книжная акция «Чудо-дерево К. Чуковского» 
 | 
 Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, привлечение родителей к участию в книжной акции. 
 | 
 
| 
 Деловая игра «Литературный калейдоскоп» 
 | 
 Ознакомление родителей с творчеством К. Чуковского, способствовать эмоциональному общению с родителями, привлечение родителей к игровому взаимодействию. 
 | 
 
| 
 Консультация «Воспитание сказкой» 
 | 
 Знакомство с приемами воспитания сказкой 
 | 
 
| 
 Стенгазета «Читающая мама – читающая страна» 
 | 
 Формирование заинтересованности родительского сообщества в возрождении лучших традиций семейного чтения 
 | 
 
| 
 Буклет «Как привить любовь к чтению и книге» 
 | 
 Ознакомление родителей с некоторыми рекомендациями к развитию интереса детей к чтению 
 | 
 
 
 
 
  
			 |