| 
  Проект «Книжный мир Тамбова» 
- М. Е. Волостных — воспитатель
 
- Т. Л. Денисова — воспитатель
 
- Н. В. Кузнецова — воспитатель
 
 
Цель проекта: 
- формирование коммуникативной культуры и развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе
 
- повысить интерес детей к книге, привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей.
 
 
Тип проекта: 
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, творческий, познавательный. 
  
Участников проекта: воспитанники ДОУ, педагоги, родители, представители библиотек. 
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2022 по май 2023). 
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум – библиотека. 
По типу объекта проектирования: социальный. 
Направление деятельности проекта: создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей дошкольного возраста, развивать речь, познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение. 
Сроки проведения: сентябрь 2022 г. по май 2023 г. 
Актуальность проекта: Очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. И благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. 
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка. 
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. 
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. 
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. 
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает. 
В результате проведенного среди родителей анкетирования, мы получили следующие результаты: 
«Что читают родители» показал, что: — художественную литературу читают 23%. 
Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку": 
- каждый день – 80%
 
- 2-3 раза в неделю -14%
 
- не часто – 3%
 
- редко -3%.
 
 
Опрос детей в группах выявил, что: 
- 30% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере
 
- 55% — большую часть времени смотрят телевизор
 
- только 15% детей назвали чтение любимым занятием.
 
 
Ни один ребенок не был в детской библиотеке. 
Таким образом, хотелось бы обратить особое внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании детей, приобщить к участию в образовательном процессе через чтение книг в детском саду и дома, через совместные мероприятия в детской библиотеке, создание мобильной библиотеки в детском саду, где дети могли бы обмениваться книгами, рассказывать о прочитанном сверстникам и воспитателям. 
Данный проект поможет решить некоторые вопросы по привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка, установлению партнерских отношений с семьями. 
Задачи проекта: 
- повышение интереса детей к художественной литературе и компетентности родителей в вопросах художественного чтения детям
 
- поиск новых форм взаимодействия с социумом: библиотеками, социально-культурными организациями г. Тамбова
 
- реализация образовательного проекта учреждения: «Книжный мир Тамбова».
 
- создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме
 
- способствовать воспитанию бережного отношения к книге
 
- пробудить желание к чтению книг
 
- развивать коммуникативные умения детей
 
- развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки
 
- воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним
 
- активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
 
 
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. 
- Ребенок пополнит словарный запас, научится излагать ясно свои мысли, использовать в своей речи синонимы, антонимы, сравнительные обороты и т.д.
 
- Хорошо владеть диалогической и монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их.
 
- Научится выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы).
 
- Ребенок научится самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять книжки – малышки.
 
- У ребенка появится умение отбирать интересующую литературу.
 
- У детей и их родителей повысится интерес к самостоятельной читательской деятельности художественной, познавательной литературы; культура речи.
 
 
Предполагаемый результат: 
- Повышение у детей интереса к книге.
 
- Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
 
- Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
 
- Участие родителей в совместной деятельности.
 
 
1. Методические продукты 
- Создан проект «Удивительный мир книг», ориентированный на воспитанников подготовительной группы и их семьи
 
- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя
 
- Разработан перспективный план работы
 
- Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное»
 
 
Памятки: «Десять «почему» детям необходимо читать», «Советы юному читателю» 
2. Информационно-практические продукты 
- фотовыставка «Мой книжный уголок», презентация «История создания книги».
 
 
Социальный эффект 
Родители: 
- Поддерживают традиции семейного чтения
 
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе
 
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
 
 
Воспитанники: 
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне
 
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства
 
- Сформированы нравственные качества ребенка
 
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой
 
 
8. Продукт проектной деятельности: 
Книжки — самоделки, закладки для книг, памятки: 1. «Советы юному читателю», 
2. «Правила обращения с книгами», 3. «Десять «почему» детям необходимо читать»; новые книги; развлечение «Литературная викторина». 
Этапы работы по проекту 
1. Организационный этап 
- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
 
- Разработать перспективное планирование по работе с детьми.
 
- Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
 
- Обновить развивающую среду.
 
- Практический этап.
 
- Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
 
- Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
 
- Провести анкетирование, родительское собрание, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
 
- Осуществить контроль реализации проекта.
 
 
Заключительный этап. 
- Обработать результаты реализации проекта.
 
- Оформить методические рекомендации родителям «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
 
- Провести презентацию проекта в ДОУ.
 
 
Перспективное планирование работы 
| 
 Дата 
 | 
 Мероприятие 
 | 
 Форма проведения 
 | 
 
| 
 Сентябрь 
 | 
 Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина 
 | 
 Экскурсия 
 | 
 
|   | 
  | 
  | 
 
|   | 
  | 
  | 
 
| 
 Октябрь 
 | 
 Конкурс мини-книжек «Библиотечка – малышка» 
 | 
  | 
 
|   | 
  | 
  | 
 
| 
 Ноябрь 
 | 
 Экскурсия в библиотеку им, Н.К. Крупской 
 | 
 Экскурсия  
 | 
 
| 
 Декабрь 
 | 
 Бседа «Библиотека у нас в гостях» 
 | 
  | 
 
| 
 Январь 
 | 
 Web – проект «Наша любимая детская книжка» 
 | 
 Совместная деятельность 
 | 
 
| 
 Февраль 
 | 
 Экскурсия в областную детскую библиотеку 
 | 
  | 
 
| 
 Апрель 
 | 
 День открытых дверей «Книжный мир моего города» 
 | 
 . 
 | 
 
| 
 май 
 | 
 Отчет 
 | 
  | 
 
 
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями 
при реализации проекта 
| 
 Дата 
 | 
 Мероприятие 
 | 
 Форма работы 
 | 
 
| 
 Октябрь 
2022 
 | 
 Акция 
«Подари книгу детям» 
 | 
 Акция 
 | 
 
| 
 Ноябрь 
2022 
 | 
 Оформление в раздевальной комнате  выставки 
«Выставка подаренных книг» 
 | 
 Выставка 
 | 
 
| 
 Декабрь 
2022 
 | 
 Оформление папки передвижки «Читать книги - хорошая привычка» 
 | 
 Информация 
 | 
 
| 
 Февраль 
2023 
 | 
 Оформление рекомендаций для родителей . 
 | 
 Информация 
 | 
 
| 
 Март 
2023 
 | 
 Домашнее задание рисование с детьми на тему «Мои любимые сказки». 
 | 
 Совместная работа родителей  с детьми 
 | 
 
| 
 Апрель 
2023 
 | 
 Консультация «Семья и книга» 
 | 
 Консультация 
 | 
 
| 
 Май 
2023 
 | 
 Родительское собрание 
«Удивительный мир книги» 
 | 
 Собрание 
 | 
 
 
			 |