Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование предпосылок читательской грамотности посредством авторского дидактического пособия «Грамотные читатели»
Учим Чтению
Автор: Журавлева Виктория Викторовна   
16.05.2023 14:18

Формирование предпосылок читательской грамотности посредством авторского дидактического пособия «Грамотные читатели»Формирование предпосылок читательской грамотности посредством авторского дидактического пособия «Грамотные читатели»

Автор: Журавлева Виктория Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» города Воткинска Удмуртской Республики 2023 год

В последнее время в результате огромного количества перемен в жизни общества проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живём в эпоху компьютерных технологий, когда авторитет бумажной книги снижается с каждым днём. А, как известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

 

Скачать конспект

Современный ребёнок – это больше зритель, который хочет воспринимать «красивую картинку», не вдаваясь в её суть. Чтение уходит на второй план, становится неинтересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие – низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, педагоги и просто взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребёнок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребёнок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему. Но основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребёнок сам ещё не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (или пассивным читателем) – это пора воспитания в малыше слушателя. Дошкольный возраст самый активный период для включения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Согласно ФГОС ДО в отдельную образовательную область выделено «Речевое развитие», которое включает в себя как приоритет «Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы».

Как известно, ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Именно по этой причине наиболее эффективно обучение детей происходит в игре.

Для формирования предпосылок читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста мной было разработано дидактическое пособие «Грамотные читатели».

Задачи дидактического пособия:

  • продолжать формировать у детей умение различать буквы по графическому начертанию;
  • учить детей читать по слогам;
  • упражнять в счёте до десяти;
  • совершенствовать умение детей складывать целую картинку из частей и узнавать знакомую сказку;
  • развивать умение составлять связный рассказ по иллюстрации, воображение;
  • тренировать память.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Данное пособие включает в себя 3 дидактические игры: «Собери сказку», «Составь предложение» и «Мемори».

Дидактическая игра «Собери сказку» представляет собой разрезные картинки, части которых необходимо собрать по порядку в соответствии с цифрой. Когда иллюстрация собрана, детям нужно назвать сказку и пересказать либо её краткое содержание, либо фрагмент, который изображён на иллюстрации. Игра интегрирована с познавательным развитием, что позволяет развивать у детей элементарные математические представления.

Дидактическая игра «Составь предложение» также состоит из разрезных картинок и принцип сложить целое из частей сохраняется. Отличие состоит в том, что на частях иллюстрации написаны слова, а не цифры. Собрав картинку, детям необходимо прочитать получившееся предложение. Если дети хорошо справились с заданием, можно ввести усложнение, предложив прочитать предложения с разными интонациями.

Дидактическая игра «Мемори» представляет собой карточную игру, состоящую из парных картинок, где основной целью является «открытие» как можно большего числа парных карточек. Играют обычно 2-6 участников (в зависимости от количества карточек). Все карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами картинкой вниз. Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают, игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.

Стоит отметить, что детям очень нравится данное пособие. Регулярное пополнение пособия позволяет поддерживать детский интерес и продолжать работу по формированию читательской грамотности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год