Конспект интегрированного занятия «Знакомство с художественной литературой Г. X, Андерсена» |
Учим Чтению | |||
Автор: Воропаева Марина Васильевна Зотина Дарья Дмитриевна | |||
29.11.2023 10:47 | |||
Конспект интегрированного занятия «Знакомство с художественной литературой Г. X, Андерсена» Цель: Продолжать знакомство со сказками Г. X, Андерсена; уточнять знания детей о творчестве датского сказочника. Задачи:
Оборудование: мешочек с дарами моря (ракушки, камешки, рыбки и т. д.); фигурки людей и животных, аппликатор Кузнецова, выставки книг-сказок Андерсена.
Организация: дети сидят на стульях, для выполнения упражнений выходят в центр группы. Ход занятия: во вступительной части воспитатель обращает внимание детей на выставку книг Г. X. Андерсена (дети перечисляют названия книг-сказок) Воспитатель: Кто автор этих чудесных сказок? Кто сможет рассказать о Г, X. Андерсене? (датский сказочник Г. X. Андерсен родился в Дании) Воспитатель: Предлагаю вам следующее задание: «необходимо назвать сказки Андерсена, названия которых состоят из одного слова» (дети называют: «Дюймовочка», «Огниво» и др.) Воспитатель: А сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой Г. X. Андерсена «Русалочка». Но я ее вам буду не просто читать, а предлагаю отправиться в удивительное путешествие по этой сказке. Сейчас мы не войдем в сказку, а вплывем в нее. Под музыку будем медленно-медленно погружаться на морское дно. Вхождение в сказку. (Включается музыка. Дети выполняют волнообразные движения руками, медленно приседают и садятся на пяточки. После этого медленно опускают руки и расслабляют тела). Воспитатель: Вот мы и опустились на дно морское. Оглянитесь вокруг. Что вы видите? (дети «превращают» знакомые предметы в объекты моря и называют их). А вот и начало сказки. В открытом море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как стекло. А на самом дне живут русалки. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя, у которого шесть дочерей — шесть прехорошеньких русалочек, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море, глазами. День-деньской играли принцессы в дворцовых залах, танцевали с рыбками и любовались красотами подводного царства. (проводится упражнение «чудесный мешочек») Воспитатель: У меня в руках мешочек с предметами (камень, ракушка, краб и т. д.). Определите на ощупь предмет в мешочке, достаньте его, рассмотрите и назовите. (Проводится упражнение №2 «танец русалок с рыбками») Воспитатель: Чем отличаются русалки от рыбок? В чем их сходство? Дети: У русалок есть хвост. Воспитатель: Давайте поставим ступни крест-накрест (хвостиком) и, не сходя с места, «танцуем», используя только руки, (дети сначала чуть-чуть шевелят самыми кончиками пальцев, потом постепенно подключают предплечья и руки целиком. Движения волнообразные, мягкие, но сильные). Воспитатель: Ребята вы чувствуете усталость в мышцах рук? (ответы детей. Затем дети танцуют под музыку, после чего расслабляются, сидя на пятках) Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. «Самая младшая из русалок страстно мечтала побывать на поверхности моря. И когда ей исполнилось пятнадцать лет, она легко и плавно, точно пузырек воздуха, поднялась на поверхность». (Проводится упражнение №3 «Пузырек воздуха») Воспитатель: Давайте походим на носочках очень тихо, мягко и легко. — Почувствуйте себя пузырьком воздуха, невесомым, воздушным и легким. Воспитатель: «Недалеко от того места, где вынырнула русалочка, покачивался на волнах большой корабль. На борту корабля она увидела прекрасного принца с большими черными глазами. Русалочка не могла оторвать от него глаз. Тем временем наступила ночь, стал подниматься ветер, на море начинался шторм. Корабль скрипел и трещал и вскоре разлетелся на щепки». (Проводится упражнение №4 «Качка») (Дети встают соединяют перед собой концы пальцев рук, имитируя нос корабля, легонько покачиваются из стороны в сторону. Дыхание мягкое и ритмичное: при покачивании в одну сторону — вдох, в другую — выдох) (Проводится упражнение №5 «Буря») (Постепенно раскачивание становится все сильнее, и на выдохе дети произносят: «у — у — у». С каждым последующим покачиванием громкость голоса усиливается. Затем по хлопку (корабль разбивается) дети резко останавливаются, опускают руки, расслабляются, прислушиваются к ощущениям в теле). Воспитатель: Каждый спасался с тонущего корабля, как мог. (Проводится упражнение №6 «Спасение») (Перед детьми на столе лежат фигурки людей и животных) Воспитатель: Все эти существа попали в шторм, но каждый из вас может спасти кого-то одного. Выберите одну фигурку и объясните, почему именно ее вам захотелось спасти. Воспитатель: «Принц уже совсем выбился из сил и потерял сознание, когда ему на подмогу бросилась русалочка. Она доставила принца к берегу и оставила на песке. Наступило утро, и принц пришел в себя. А русалочка с тех пор часто поднималась к берегу и подолгу любовалась принцем». «Как я люблю его, — думала русалочка. — ради него я пошла бы на все. Поплыву — ка я к морской ведьме, вдруг она мне как-нибудь поможет.» - Знаю, зачем ты пришла! — сказала морская ведьма. — Глупость затеваешь! Ты хочешь взамен рыбьего хвоста получить две подпорки и ходить как люди. Хочешь, чтобы молодой принц тебя полюбил. — И ведьма захохотала громко и безобразно. (Упражнение №7 «Хохот ведьмы») Воспитатель: Объявляется конкурс на лучшую ведьму: на самую громкую и безобразную. (Дети пытаются некрасиво и громко захохотать) Воспитатель: Ведьма сказала: «Хорошо, я тебе помогу, но ты должна отдать мне свой голос. Выпей это зелье, твой хвост раздвоится и превратится в две очаровательные ножки, но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят насквозь острым мечом. И запомни, если принц возьмет в жены не тебя, а другую, то на первой же заре после свадьбы, сердце твое разорвется на части, а ты превратишься в морскую пену». -Пусть будет так, — проговорила русалочка и побледнела, как смерть. Солнце еще не встало, когда русалочка поплыла ко дворцу принца. Здесь она выпила острый огненный напиток и ощутила жгучую боль: вместо хвоста у нее выросли две восхитительные белые ножки. Но, когда она встала на них, ей показалось, что она наступает на иглы. (Упражнение №8) «иглы». (Дети наступают на аппликатор Кузнецова, прислушиваются к ощущениям в ступнях, терпеливо сносят боль) Воспитатель: Что чувствуют ваши ступни? Дети: Тепло, жжение, покалывание. Воспитатель: Принц, увидев русалочку, спросил, кто она такая и как попала во дворец. Но русалочка только грустно смотрела на него своими темно -голубыми глазами — говорить она не могла, потому, что у нее пропал голос. Принц полюбил русалочку, но только так, как любят милых, послушных детей. Сделать ее своей женой ему и в голову не приходило. Но русалочке необходимо было стать его женой: ведь если он женится на другой, то она превратится в морскую пену. И вот однажды принц встретил прекрасную девушку. Ему показалось, что именно она спасла его во время шторма. И принц решил жениться на ней. «Увы! Он не знает, что это я ему спасла жизнь. Как объяснить ему? — думала русалочка». (Упражнений №9 «Объяснение») (Ведущий или один из детей — «Принц», остальные — «Русалочки». Каждая «русалочка» по очереди молча, при помощи мимики, жестов, движения тела пытается «объяснить» «Принцу», что это именно она спасла ему жизнь во время шторма) Воспитатель: Принц так и не понял, что хотела сказать ему русалочка. И вот настал день свадьбы и последний день ее жизни. Рано утром русалочка наклонилась над принцем, поцеловала его в лоб и посмотрела на небо: там разгоралась утренняя заря. Русалочка бросилась в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной. Лучи солнца любовно согревали морскую пену, и русалочка не чувствовала, что умирает. Она видела ясное небо, и перед ней плавали в воздухе какие-то прозрачные, волшебные создания. - Куда я иду? — спросила их русалочка. - К дочерям воздуха. И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу. (Упражнение №10 Танец «Золотая рыбка» (подготовить) Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Вам жаль русалочку? Почему? (Ответы детей) Что хорошего в воздухе? (ответы детей) Вам хотелось бы летать? (ответы детей) Воспитатель: Так летите! (Дети машут руками, имитируя движения крыльев) Воспитатель: Молодцы! Какое настроение вызвала у вас эта сказка? Радостной или печальной она вам показалась? Как вы думаете, любил ли Андерсен русалочку? (да) Почему? Какой она была? (дети отвечают: красивой, доброй, жертвенной, отзывчивой, скромной, храброй, и т. д.) Хотелось бы вам что-то изменить в этой сказке и почему? Как вы думаете, чему хотел научить людей Андерсен, когда сочинял эту сказку? И в заключении нашего занятия, мы еще раз вспомним сказки Андерсена и поупражняемся в чтении и нахождении нужных букв. (Проводится игра «Назови правильно сказку и вставь недостающие буквы») (На доске магнитными буквами (можно обычными) выложены названия сказок, в которых пропущены буквы. Дети поочередно называют сказки и вставляют в слова пропущенные буквы. Сказки Андерсена «Гадкий. т. нок» «Дикие ле. ди» «Новый наряд. ро. я» «Принцесса на. шине» «Стойкий оловянный со. к» «Снежная коро. ва» Рассказ о Г. Х. Андерсене Датский сказочник Г. Х. Андерсен родился в Дании, в семье сапожника. Когда Андерсен был маленьким мальчиком, он уже тогда сочинял сказочные истории, но слушал их только старый кот по имени Карл. Когда Андерсен вырос, он стал записывать свои сказки, и взрослые читали их своим детям. Сказки Андерсена знают и любят во всем мире. В них всегда добро побеждает зло.
|