Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Читательский дневник – как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников по приобщению дошкольников к художественной литературе».
Учим Чтению
Автор: Саськова Ольга Александровна   
07.10.2025 18:05

«Читательский дневник – как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников по приобщению дошкольников к художественной литературе».«Читательский дневник – как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников по приобщению дошкольников к художественной литературе».

Опыт работы воспитателя МБДОУ Дс 36 городского округа – город Камышин Волгоградской области Саськовой Ольги Александровны.

Народная мудрость гласит: «Чтение – вот лучшее учение». Одна из традиций нашего детского сада — привить у детей любовь к книгам. Мы живём в век компьютерных технологий, сохранить эту традицию не легко. С младшего возраста детям своей группы я много читала, в дошкольном возрасте интерес у детей к книгам огромный! В подготовительной к школе группе нужно было придумать что — то занимательное, чтобы не угасал интерес к книгам не только у детей, но и их родителей. Родители хотят, чтобы их ребенок вырос образованным человеком, но при этом читают ему все меньше и меньше и не развивают в нем желание читать. Да, конечно, сейчас можно найти любую информацию в интернете. Но, где кроме художественной литературы, Ваш ребенок найдет информацию о дружбе, любви, подвиге, уважении и другим проявлениям эмоциональной сферы? Только книга этому научит. Книга — кладезь знаний, причем самых разных. От научной информации, до большой смысловой нагрузки. Поэтому была поставлена цель: научить правильной организации работы над прочитанным произведением через читательский дневник в семье. Как отразить ребенку в читательском дневнике свои эмоции от книги, свой душевный отзвук, как конкретизировать информацию, чтобы она намного дольше осталась в памяти, если в подготовительной группе есть дети, которые читают уже самостоятельно и есть дети, которые не научились читать. Были определены разделы читательского дневника:

Скачать конспект

1. Дата 2. Название 3. Жанр 4. Автор 5. Главные герои 6. Краткое содержание 7. Рисунок — впечатления о прочитанном

За основу списка подобранной литературы взяты авторы рекомендованные ФОП ДО и произведения, которые дети смогут прочитать сами, короткие, маленькие по сюжету. На первом этапе работы с читательскими дневниками провела родительское собрание, рассказала о пользе и необходимости ведения дневника дома. Так, как ребята ещё не могут писать: было принято использовать иллюстративный материал и делать зарисовки. Основные принципы ведения читательского дневника:

  1. Чтение произведения и анализ текста, содержания в группе;
  2. Самостоятельное заполнение читательского дневника дома, под контролем родителей;
  3. Проверка правильности заполнения читательского дневника.

Дети слушают произведение, анализируют его. Определяют главную мысль, главных героев и их характер, знакомятся с автором. Этот этап работы мы с ребятами проводим в группе. Далее уже дома ребята ещё раз читают сами это произведение или слушают чтение родителей. В любом случаи родители контролируют ведение дневника.

Для организации самостоятельной деятельности семей я даю домой такие конверты в которых:

  • Краткое содержание произведения или само произведение, если оно не большое. (Напечатанный текст крупным шрифтом на листе А4. Этот текст дети могут еще раз прочитать дома самостоятельно или читают детям родители.)
  • Картинки для даты (Четыре мелких картинки отражающие время года: например, зима- снежинка, лето – зеленый листочек, осень – желтый листочек, весна – веточка с почками. В какое время года прочитано произведение – та картинка вырезается и наклеивается.)
  • Картинки для жанра произведения. (Две или три мелкие картинки знакомых жанров, например картинка – эмблема «сказка», картинка – эмблема «стихотворение», картинка – эмблема «рассказ». Выбирается какой жанр и наклеивается картинка.)
  • Портреты писателей (Две или три мелкие картинки знакомых писателей, нужно выбрать писателя, вырезать и наклеить.)
  • Картинка главного героя (Одна или две мелкие картинки с изображением главного героя, вырезается и наклеивается.)
  • Картинки линии сюжета (Мелкие сюжетные картинки вырезаются и наклеиваются по порядку)

Ребята совместно с родителями заполняют свои дневники и уже в группе мы с ребятами проверяем правильность выбранных иллюстраций. Если вдруг кто – то из ребят не смог заполнить дневник дома, у него есть возможность сделать это вместе со всеми.

Для начала работы в читательском дневнике выбрала для всех детей группы короткие рассказы Льва Толстого из серии Азбука Л.Толстого. Тексты автора легко воспринимаются детьми, не перегружены сложными оборотами и терминами. Лаконичность произведений удерживает интерес ребёнка, не утомляя его. Произведения содержат нравственные уроки, но преподносятся ненавязчиво, через увлекательные истории. Дети естественным образом усваивают важные ценности: доброту и сострадание, честность и трудолюбие, смелость и находчивость, бережное отношение к природе и живым существам.

В группе был создан "Центр чтения", где дети и их родители могут взять домой книгу и почитать, на стенде увидеть — кто из детей самый читающий. Дети с удовольствием приходят в садик, рассказывают своим товарищам, что они читали дома, делятся своими эмоциями о прочитанном. Прочитанное произведение дети фиксируют в своём читательском дневнике. Ведение читательского дневника требует подгрупповую и индивидуальную работу с детьми.

По мимо этого существуют электронные дневники, для того, чтобы ещё раз вспомнить о чём произведение. В родительский чат скидывается ссылка, что мы читали в детском саду по пройденным произведениям.

В работе с детьми по ведению читательского дневника есть результаты:

  1. Я увидела положительное отношение детей к самостоятельной читательской деятельности. Они берут книги, читают самостоятельно, без принуждения.
  2. Увидела заинтересованность к книгам, у кого — то появилось предпочтение к одному жанру.
  3. Дети способны испытывать сострадание и сочувствие к героям книг.
  4. У детей появились характерные возрасту литературные знания.

Ведение читательского дневника позволяет в полной мере реализовать системно-деятельный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год