Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Буккроссинг в работе воспитателей с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи.
Учим Чтению
Автор: Гуля Ольга Сергеевна Мельникова Наталья Михайловна   
08.10.2025 18:27

Буккроссинг в работе воспитателей с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи.Буккроссинг в работе воспитателей с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для обогащения и совершенствования речи дошкольников необходимо создать благоприятную развивающую речевую среду. Среда речевого развития — это специально организованное пространство, которое наиболее эффективно влияет на формирование разных сторон речи каждого ребенка.

Речевое общение является важнейшим профессиональным средством педагогической работы, считается одним из ведущих средств воспитания и развития дошкольников.

В наше время, в век современных технологий, интерес к чтению снижается. Зачастую сами родители из-за нехватки времени не используют книгу как средство общения с ребенком, развития его речи, интереса к чтению увлекательных детских рассказов. Наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Для решения этой проблемы необходимо повысить интерес к чтению и к самой книге.

 

О пользе чтения для развития ребенка слышали все родители, но в чем именно заключается эта польза, знают далеко не все. Книги играют важную роль в развитии и воспитании ребенка, ведь они открывают перед ним яркий, неизведанный, увлекательный мир. Но современные дети, к сожалению, большую часть времени проводят за компьютером или перед телевизором, а о книгах совершенно забывают. Решение этой проблемы — отсутствия чтения, остается актуальным и по сей день, ведь через книгу ребенок знакомится с окружающим миром, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Книга и чтение помогают сформировать личность ребенка, его характер. Родители перестали читать своим детям перед сном, да и читать вообще, потому что им проще оставить ребенка наедине ссовременным гаджетом. А ведь задача взрослых — приобщить своего ребенка к книге, чтению. Если семья любит и много читает, то малыш будет подражать образу жизни своей семьи. С помощью чтения книг можно развить у ребенка способность мыслить, развить речь, проявить творческое мышление, смекалку, внимательность, память.

В настоящее время мы работаем воспитателями подготовительной к школе группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В этой группе мы начинаем обучать детей чтению, и сталкиваемся с проблемой, что этот процесс идет очень сложно. Бывают случаи, когда дети стесняются или уверены, что у них не получится. Сложности с обучением чтению возникают все чаще. Отчасти это происходит от того, что в семьях не принято читать, и у детей просто нет примера для подражания.

Несмотря на то, что в арсенале у педагогов есть много технологий, методов и приемов, мы решили внедрить современную, интересную и продуктивную практику буккроссинга в образовательное пространство нашей группы, с целью повысить интерес к книгам, возродить интерес к чтению, возродить традиции семейного чтения, привить детям бережное отношение к книгам. Данный проект призван познакомить дошкольников с книгой, ее произведениями, иллюстрациями во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Дети – существа социальные. Они любят обмениваться игрушками, одеждой, украшениями. У дошкольников появится возможность обмениваться книгами из домашней библиотеки, утратившими свою актуальность.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • познакомить родителей и детей группы с современным движением буккроссинг
  • повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей
  • приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг

-активизировать работу по пропаганде и развитию традиции чтения в семье.

Нами были определены этапы внедрения буккроссинга в образовательное пространство группы и содержание работы на каждом этапе.

Предварительная работа.

Для начала мы, воспитатели, изучили материалы по буккроссингу. С движением буккроссинга познакомили детей и родителей группы. Провели беседы с детьми. «Зачем мне читать?», «Как появилась книга?»; просмотрели обучающее видео: «Правила обращения с книгой», «Ваша любимая книга» и т. д. Для родителей была подготовлена брошюра «Путешествие книг или буккроссинг», проведен опрос родителей «Роль книги в воспитании детей». Разработана памятка для родителей, детей и всех желающих принять участие в акции.

1 этап— подготовительный

Для реализации проекта «Буккроссинг» в раздевалке была установлена книжная полка, так как здесь наибольшая доступность для родителей и детей. Были напечатаны этикетки на каждую книгу. Мы пригласили принять участие в увлекательном мероприятии по обмену книгами родителей и детей группы. Дети и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простого действия по принципу «Прочитай — отдай другому». Книги надо читать, а не хранить на полках.

2 этап — основной.

Изначально мы изготовили плакат со списком литературы, чтобы в дальнейшем отслеживать, пополняется ли наша библиотека новыми книгами, какие книги пользуются большим спросом. На книги, которые приносили родители, наклеивали этикетку «Буккроссинг», чтобы сама книга давала информацию о том, откуда она взялась, кто отдал ее на книжный обмен. Книга была поставлена на полку в свободный доступ. Сделали звездочки с номерами из списка детей на шкафчики, чтобы отслеживать информацию, кто взял книгу, для того, чтобы потом определить и наградить самого читающего ребенка. После того, как дети с родителями вернули книгу обратно, ребенок прикреплял на плакате напротив названия прочитанной книги – смайлик (понравилась книга или нет). Для этого изготовили смайлики двух видов.

Изначально в книжном обороте участвовали только книги, принесенные педагогами группы, но вскоре мы заметили, что полка с книгами стала пустеть. Книги брали только для чтения. Через некоторое время родители тоже стали активно приносить свои книги. Книги стали воз вращаться обратно на полку с отзывами опрочитанном. Затем мы предложили родителям и ребятам создать книги собственного сочинения своими руками.

Итогами акции «Буккроссинг» в нашей группе стали следующие мероприятия: небольшой театр по мотивам одной из прочитанных книг; выставка рисунков по прочитанным книгам; рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг, изготовление закладок для книг. В библиотеке Буккроссинга появились авторские книги, созданные детьми совместно с родителями.

3 этап — завершающий этап.

Заключение: родители и воспитанники проявили огромный интерес к данной акции и с удовольствием приняли в ней участие. Можем с уверенностью сказать, что совместная работа сплотила всех участников, свою активность проявили и дети, и родители. Яркие эмоции, общие интересы и впечатления способствовали формированию интереса к книге. Таким образом, можно сказать, что «Буккроссинг» является эффективным средством развития социального интеллекта дошкольников, а также одним из основных факторов, стимулирующих возрождение семейного чтения. В настоящее время продолжаем работу по проекту и в конце учебного года, планируем выйти с предложением присоединиться к проекту родителям и воспитанникам других групп.

Мы должны читать вслух нашим детям, нашим воспитанникам. Читайте им то, что им нравится. Говорите разными голосами героев книг, чтобы заинтересовывать их и не бросайте читать только потому, что дети сами научились это делать. Чтение вслух — это момент единения, когда никто не смотрит в телефоны, когда забываются все дела. В этот момент ребенок находится рядом, он впитывает прочитанное и ощущает волшебство рядом с родными в совместной деятельности. Мы уверены, что этот опыт общения останется с ним навсегда и передастся его семье.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год