Буккроссинг в работе воспитателей с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи. |
Учим Чтению | |||
Автор: Гуля Ольга Сергеевна Мельникова Наталья Михайловна | |||
08.10.2025 18:27 | |||
Для обогащения и совершенствования речи дошкольников необходимо создать благоприятную развивающую речевую среду. Среда речевого развития — это специально организованное пространство, которое наиболее эффективно влияет на формирование разных сторон речи каждого ребенка. Речевое общение является важнейшим профессиональным средством педагогической работы, считается одним из ведущих средств воспитания и развития дошкольников. В наше время, в век современных технологий, интерес к чтению снижается. Зачастую сами родители из-за нехватки времени не используют книгу как средство общения с ребенком, развития его речи, интереса к чтению увлекательных детских рассказов. Наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Для решения этой проблемы необходимо повысить интерес к чтению и к самой книге.
О пользе чтения для развития ребенка слышали все родители, но в чем именно заключается эта польза, знают далеко не все. Книги играют важную роль в развитии и воспитании ребенка, ведь они открывают перед ним яркий, неизведанный, увлекательный мир. Но современные дети, к сожалению, большую часть времени проводят за компьютером или перед телевизором, а о книгах совершенно забывают. Решение этой проблемы — отсутствия чтения, остается актуальным и по сей день, ведь через книгу ребенок знакомится с окружающим миром, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Книга и чтение помогают сформировать личность ребенка, его характер. Родители перестали читать своим детям перед сном, да и читать вообще, потому что им проще оставить ребенка наедине ссовременным гаджетом. А ведь задача взрослых — приобщить своего ребенка к книге, чтению. Если семья любит и много читает, то малыш будет подражать образу жизни своей семьи. С помощью чтения книг можно развить у ребенка способность мыслить, развить речь, проявить творческое мышление, смекалку, внимательность, память. В настоящее время мы работаем воспитателями подготовительной к школе группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В этой группе мы начинаем обучать детей чтению, и сталкиваемся с проблемой, что этот процесс идет очень сложно. Бывают случаи, когда дети стесняются или уверены, что у них не получится. Сложности с обучением чтению возникают все чаще. Отчасти это происходит от того, что в семьях не принято читать, и у детей просто нет примера для подражания. Несмотря на то, что в арсенале у педагогов есть много технологий, методов и приемов, мы решили внедрить современную, интересную и продуктивную практику буккроссинга в образовательное пространство нашей группы, с целью повысить интерес к книгам, возродить интерес к чтению, возродить традиции семейного чтения, привить детям бережное отношение к книгам. Данный проект призван познакомить дошкольников с книгой, ее произведениями, иллюстрациями во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Дети – существа социальные. Они любят обмениваться игрушками, одеждой, украшениями. У дошкольников появится возможность обмениваться книгами из домашней библиотеки, утратившими свою актуальность. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
-активизировать работу по пропаганде и развитию традиции чтения в семье. Нами были определены этапы внедрения буккроссинга в образовательное пространство группы и содержание работы на каждом этапе. Предварительная работа. Для начала мы, воспитатели, изучили материалы по буккроссингу. С движением буккроссинга познакомили детей и родителей группы. Провели беседы с детьми. «Зачем мне читать?», «Как появилась книга?»; просмотрели обучающее видео: «Правила обращения с книгой», «Ваша любимая книга» и т. д. Для родителей была подготовлена брошюра «Путешествие книг или буккроссинг», проведен опрос родителей «Роль книги в воспитании детей». Разработана памятка для родителей, детей и всех желающих принять участие в акции. 1 этап— подготовительный Для реализации проекта «Буккроссинг» в раздевалке была установлена книжная полка, так как здесь наибольшая доступность для родителей и детей. Были напечатаны этикетки на каждую книгу. Мы пригласили принять участие в увлекательном мероприятии по обмену книгами родителей и детей группы. Дети и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простого действия по принципу «Прочитай — отдай другому». Книги надо читать, а не хранить на полках. 2 этап — основной. Изначально мы изготовили плакат со списком литературы, чтобы в дальнейшем отслеживать, пополняется ли наша библиотека новыми книгами, какие книги пользуются большим спросом. На книги, которые приносили родители, наклеивали этикетку «Буккроссинг», чтобы сама книга давала информацию о том, откуда она взялась, кто отдал ее на книжный обмен. Книга была поставлена на полку в свободный доступ. Сделали звездочки с номерами из списка детей на шкафчики, чтобы отслеживать информацию, кто взял книгу, для того, чтобы потом определить и наградить самого читающего ребенка. После того, как дети с родителями вернули книгу обратно, ребенок прикреплял на плакате напротив названия прочитанной книги – смайлик (понравилась книга или нет). Для этого изготовили смайлики двух видов. Изначально в книжном обороте участвовали только книги, принесенные педагогами группы, но вскоре мы заметили, что полка с книгами стала пустеть. Книги брали только для чтения. Через некоторое время родители тоже стали активно приносить свои книги. Книги стали воз вращаться обратно на полку с отзывами опрочитанном. Затем мы предложили родителям и ребятам создать книги собственного сочинения своими руками. Итогами акции «Буккроссинг» в нашей группе стали следующие мероприятия: небольшой театр по мотивам одной из прочитанных книг; выставка рисунков по прочитанным книгам; рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг, изготовление закладок для книг. В библиотеке Буккроссинга появились авторские книги, созданные детьми совместно с родителями. 3 этап — завершающий этап. Заключение: родители и воспитанники проявили огромный интерес к данной акции и с удовольствием приняли в ней участие. Можем с уверенностью сказать, что совместная работа сплотила всех участников, свою активность проявили и дети, и родители. Яркие эмоции, общие интересы и впечатления способствовали формированию интереса к книге. Таким образом, можно сказать, что «Буккроссинг» является эффективным средством развития социального интеллекта дошкольников, а также одним из основных факторов, стимулирующих возрождение семейного чтения. В настоящее время продолжаем работу по проекту и в конце учебного года, планируем выйти с предложением присоединиться к проекту родителям и воспитанникам других групп. Мы должны читать вслух нашим детям, нашим воспитанникам. Читайте им то, что им нравится. Говорите разными голосами героев книг, чтобы заинтересовывать их и не бросайте читать только потому, что дети сами научились это делать. Чтение вслух — это момент единения, когда никто не смотрит в телефоны, когда забываются все дела. В этот момент ребенок находится рядом, он впитывает прочитанное и ощущает волшебство рядом с родными в совместной деятельности. Мы уверены, что этот опыт общения останется с ним навсегда и передастся его семье.
|