| «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» |
| Учим Чтению | |||
| Автор: Евладенко Алена Леонтьевна | |||
| 14.11.2025 10:18 | |||
|
Процесс общения ребенка — дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого, а если обратиться к мировой цивилизации, то и значительно раньше. Многовековая история этого вопроса была связана свзрослыми людьми. Совсем недавно стали чаще говорить о дошкольнике-читателе, изучать его особенности, задумываться над принципами отбора книг для детского чтения. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Приобщение к книге — одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни. Задача взрослых сформировать у ребенка отношение к литературе как к самому ценному виду искусства. Литература не должна играть прикладной роли в системе воспитания и обучения ребенка ни в семье, ни в дошкольном учреждении. «Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное» (В. Брюсов), а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга.
Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до шести лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. Общаясь с ребенком, необходимо выработать модель его поведения при чтении художественной литературы. Прежде всего, нужно научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к послушанию и слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название. Все это необходимо для того, чтобы воспитать грамотного читателя. Книга помогает овладеть речью — ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его взрослый. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение часто утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Порой следует целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста. Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, характеров. Задача взрослого – открыть ребёнку то, что несёт в себе книга. Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Основными методами, которыми пользуются для литературного развития, являются:
Модели, рисуемые вместе с детьми, в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении
Дети старшего возраста более осознанно воспринимают литературный текст, внимательно слушают произведения, стараются понять скрытые мотивы поступков героев, начинают им сопереживать. Читая с детьми книгу, стараются донести им характер и идею произведения, задают вопросы по прочитанному, ведут разговор об авторе, о других его произведениях. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой необходимо проводить в системе: когда читают, обращают внимание детей на автора книги, спрашивают, какие книги этого автора читали раньше. Вкратце рассказывают про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру ребёнка. Стараются доступно излагать факты из биографии. Как итог – проводят творческие мероприятия для детей по мотивам произведений (рисование, лепка). Уместно будет просмотреть кинофильм или организовать тематический вечер развлечений. В организации книжного уголка в группе, необходимо придерживаться следующих принципов:
При подборе литературных текстов важно учитывать интересы мальчиков (приключения, техника) и девочек (о принцессах).
Важно научить детей правилам обращения с книгой, правилам поведения в групповой библиотеке. Для умения ориентироваться в огромном мире книг часто используют такие игры:
(Как называется произведение, кто его автор, какие произведения писателя вы знаете, назовите слова сказки, рассказы, где главная героиня лягушка, в каких произведениях есть утки, гуси, лебеди?)
Планируя работу, таким образом, стремится к:
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Без рисунков художника воображение малыша может не включаться в работу и текст не будет понят. Читая книгу, нужно постоянно обращать внимание детей на художников-иллюстраторов данной книги. Мир рисунков – волшебный мир, где дети видят изображения героев в давние времена и изображения животных в разных жизненных ситуациях. По картинкам дети учатся пересказывать текст, воспроизводить его в нужной последовательности. Беря в руки книгу, дети по картинкам рассказывают, о чем будет эта книга. Учатся описывать картинки в книге – характер, цвет, насыщенность, для кого создаются картинки? Постоянное общение дошкольников с литературным и изобразительным искусством, формирует эстетические чувства и осознание важности книг в жизни человека. В общем виде принципы, которыми следует руководствоваться педагогу при знакомстве детей с книгами, можно выразить следующими тезисами:
От установок взрослого зависит, какое отношение к процессу чтения, к литературе выработается у ребенка. Важным в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей. Тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка с взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души. Родители, взрослые должны уяснить, что чтение, участие в работе по его организации поможет им самим понять проблемы детства, постигнуть образ детства. Список литературы:
|



«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению»








