Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе усвоения детьми с нарушениями слуха временных представлений»
Дефектология
Автор: Мельникова Ирина Валерьевна, Рамазанова Наталия Модестовна, Сандркина Мария Валерьевна   
25.02.2023 16:18

«Роль учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе усвоения детьми с нарушениями слуха временных представлений»«Роль учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе усвоения детьми с нарушениями слуха временных представлений»

«Я пришел к Вам, я Вас вижу, мне с Вами интересно, я даже Вас понимаю, но чего-то… не хватает. Я тоже хочу услышать пение птиц, шум улицы, веселый смех, Ваш голос. Вы можете мне помочь! Научить меня слышать звуки мира, понимать мою семью и друзей, героев любимых мультфильмов».

Эти мысли буквально можно прочитать по взгляду и движениям ребят, которые приходят в наш детский сад. Эти дети особенные, у них нарушен слух. И мы задались вопросом: как и чем мы можем им помочь? И ответы ищем каждый день. Через общение с ними, занятия, игру.

Так, у нас выстроилась система работы, реализуемая через создание слуховой и речевой среды, подбор эффективных методов и интересных материалов для успешной социализации и компенсации детей с нарушениями слуха, включающая четыре этапа:

 

I этап. Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков. На этом этапе мы учим ребенка обнаруживать звук и выполнять определенное действие в ответ на звук, который подает взрослый, учим ребенка различать звуки окружающего мира, определять их количество, длительность звучания, громкость, высоту, направление, учим ребенка различать слова, состоящие из одного, а потом и 2-3 слогов, звукоподражания.

II этап. Различение часто используемых слов и простых фраз. Здесь мы учим ребенка различать имена близких людей, названия частей тела и лица людей и животных, учим различать слова, обозначающие продукты питания, игрушки, домашних и диких животных, предметы посуды, различных видов транспорта, то есть того, что ежедневно окружает ребенка; учим ребенка узнавать на слух словосочетания и короткие предложения.

III этап. Развитие фонематического слуха. На данном этапе учим детей различать резко отличающиеся по частоте звуки, затем сходные по высоте, различать слоги, определять наличие или отсутствие звука в слове, а потом и его местоположение, учим подбирать картинки, названия которых начинаются на заданный звук.

IV этап. Распознавание устной речи, в ходе которого обогащается пассивный словарь ребенка существительными, глаголами, прилагательными и другими частями речи, развиваются грамматические представления на слух, учим понимать вопросы на слух и затем самостоятельно их задавать, понимать многосоставные инструкции, небольшие монологи, в целом устную речь.

В ходе работы, мы отметили, что детям с нарушениями слуха тяжело понимать и усваивать временные понятия: минута, час, день, неделя, месяц, год. Поэтому, нами разработан и внедрен долгосрочный проект «Я учусь слышать времена года!», целью которого стало знакомство детей с нарушениями слуха с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени, имеют длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм. Чтобы овладеть данными понятиями, детям нужно пройти все этапы развития слухового восприятия. К каждому этапу систематизированы картотеки игр и упражнений:

На I этапе задания направлены на различение неречевых и речевых звуков, звукоподражаний в различное время года: осенью – шуршание листьев, звуки дождя, зимой – завывание ветра, скрип шагов по снегу, весной – капель, журчание ручья, голоса птиц, летом – шум моря, голоса детей на улице. Так, например, это может быть упражнение «Угадай время года» через прослушивание звуков природы в течение нескольких занятий, а затем распознавание. Начинаем с дифференциации двух времен года, затем добавляя по одному еще два. Или отдельно примету, как в упражнении «Дождик» — услышать ритм и его повторить.

На II этапе к каждому времени года подбирается словарь наиболее часто используемых слов и фраз: например, ребенок собирает разрезную картинку и называет слова, которые больше употребляются к слову «осень» – лист, листья, листопад, листья желтеют и опадают, тучи, часто идет дождь, лужи, зонт, грибы, ягоды, лес и так далее. Каждое слово повторяется много раз в различных упражнениях, например, «Посчитай» — один лист, два листа, три листа и т.д.

На III этапе ребенок учится слышать, понимать и правильно произносить слова, связанные с временами года, делить их на слоги, определять последовательность слогов и звуков. Например, на видео девочка делит слова «сне-го-вик» и «зи-ма» на слоги, одновременно отхлопывая в ладоши.

На этапе распознавания устной речи, мы учим детей слышать и самостоятельно составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты о различных явлениях в разное время года.

Отвечая на запрос ребенка, мы ответим, что хотим помочь ему слышать пение птиц, шум улицы, веселый смех, мой голос, слышать звуки мира, научим понимать его семью и друзей, героев любимых мультфильмов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год