Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие предметно-пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста с ЗПР через игровые квесты.
Дефектология
Автор: Маустер Татьяна Анатольевна   
23.03.2023 18:28

Развитие предметно-пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста с ЗПР через игровые квесты.Развитие предметно-пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста с ЗПР через игровые квесты.

Маустер Татьяна Анатольевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №46 «Зоренька», учитель-дефектолог.

The development of object-spatial orientation in preschool children with mental retardation through game quests.

Аннотация: в данной статье речь идет о развитии предметно-пространственного ориентирования через игровые квесты. Представлена теоретическая часть, особенности развития детей с задержкой психического развития, значение пространственной ориентировки в жизни ребенка, как она влияет на дошкольный и школьный периоды. Описывается роль дидактических игр и преимущества использования игровых квестов для развития предметно-пространственной ориентировки.

Abstract: in this article we are talking about the development of subject-spatial orientation through game quests. The theoretical part is presented, the features of the development of children with mental retardation, the importance of spatial orientation in the life of a child, how it affects the preschool and school periods. The role of didactic games and the advantages of using game quests for the development of subject-spatial orientation are described.

 

Ключевые слова: предметно-пространственное ориентирование, дидактическая игра, квест, дети дошкольного возраста, задержка психического развития.

Keywords: object-spatial orientation, didactic game, quest, preschool children, mental retardation.

0000-0001-8320-5068

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве, которое является важнейшим показателем развития.

Проблема ориентации ребенка в пространстве достаточно многогранна. Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных действий, опирающихся на пространственные представления [3].

Значение пространственной ориентации в дошкольном детстве трудно переоценить. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии ребенка с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Формирование пространственных представлений, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие пространственных отношений важно для обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Овладение детьми дошкольного возраста различными видами пространственной ориентировки повышает результативность и качество таких видов деятельности, как познавательная, трудовая, продуктивная, творческая, игровая. Слабое развитие наглядно-образного и пространственного мышления является основной причиной затруднений при обучении детей чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям. У детей с нарушением формирования пространственных представлений могут быть проблемы в формировании мышления, памяти, внимания, речи. Несформированность к концу дошкольного возраста пространственной ориентировки является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Для качественного овладения письмом, чтением, математикой в школе детям необходимо ещё в дошкольный период хорошо научиться ориентироваться в окружающем пространстве, знать основные направления, уметь оценивать пространственные отношения и расстояния [1]. Способность ориентироваться в окружающем и осознавать различные способы отсчета при определении своего положения или другого объекта в пространстве выступает необходимым компонентом подготовки ребенка к школе.

В исследованиях Т.А. Муссейибовой (1959, 1970) выделен ряд этапов формирования представлений о пространстве у детей. В соответствии с полученными данными, она выделила четыре этапа восприятия детьми пространства [6].

На первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять части тела, лица; понимать и соотносить их с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).

На втором этапе ребенок начинает ориентироваться с помощью зрения, тем самым расширяет границы окружающего пространства и отдельных участков в нем. Умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».

Третий этап характеризуется тем, что ребенок воспринимает объекты, удаленные от него. Ребенок начинает понимать такие направления в пространстве, как верх-низ, право-лево и т.д.

На четвертом этапе происходит отражение пространства, которое уже носит целостный характер, когда дети расширяют ориентировку в разных направлениях, местоположения объектов в их взаимосвязи и обусловленности. Применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

У дошкольников с задержкой психического развития отчетливо выявляется недостаточная сформированность пространственных представлений. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР нарушается по всем направлениям [2]. Дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности. Они плохо ориентируются в схеме тела, не знают названия его частей, не владеют словесными обозначениями их пространственного расположения. Впоследствии дети не умеют опираться на знание схемы собственного тела, определяя расположение объектов относительно себя. Дети путают правую и левую стороны у себя, у собеседника и на картинке показывают зеркально; с ошибками выполняют инструкцию, по которой им нужно поворачиваться в разные стороны; испытывают затруднения в расположении пальцев рук в пространстве [8].

По сравнению с нормально развивающимися детьми, дошкольники с ЗПР испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (между, вокруг) в наглядном плане, не могут выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием и неадекватным употреблением пространственных обозначений.

У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речевых и мыслительных процессов [5].

Как уже было отмечено, пространственные представления являются базисом, над которым надстраиваются необходимые для успешного обучения в школе навыки: письмо, счет, чтение. В связи с этим становится понятным, что дети с ЗПР, несформированность пространственных представлений которых заметна уже в дошкольном возрасте, находятся в группе риска школьной неуспеваемости. Отсюда ясна необходимость проведения ранней коррекции недоразвития пространственных функций [7].

Важнейшим средством развития системы пространственных представлений является игровая деятельность, в частности — дидактические игры. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным. Обучение происходит благодаря непроизвольному вниманию детей, в результате интересной для детей деятельности.

Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний, создает радостное рабочее настроение, вызывает у детей глубокое удовлетворение.

Благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, а вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства.

В ходе игр осуществляется личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идет обучение — они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками [4].

Дидактические игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений о пространстве.

Для того, чтобы образовательный процесс был интереснее и увлекательнее для ребенка, нами были разработаны игровые сюжетные квесты, в которые включаются различные дидактические игры.

Для реализации игрового квеста требуется специально разработанный конспект-сценарий, все задания выполняются поэтапно, план занятия соответствует требованиям.

В зависимости от календарно-тематического планирования, сценарий квеста разрабатывается под конкретную тему.

Так, например, игровой квест по теме «Новый год» — детям предлагается отправиться в путешествие, чтобы спасти Эльфа от Снежной королевы. Сначала детям зачитывается письмо, в котором Эльф просит помощи, чтобы добраться до Снежной королевы, ребятам нужно выполнить задания. Все задания разнообразны, интересны для детей: отгадать загадки, найти предметы, зашнуровать обувь, подобрать одежду, прочитать карту и др.

Во время квеста реализуются задачи: коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные.

Таким образом, игровой квест является одним из самых интересных и увлекательных способов развития предметно-пространственного ориентирования. Дети с задержкой психического развития через путешествие и задания узнают новое, закрепляют пройденный материал, а смена деятельности помогает не устать и не заскучать во время занятия.

  1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 1964. – 304 с.
  2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1989. — 258 с.
  3. Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 32 с.
  4. Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014 – 16 с.
  5. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 212 с.
  6. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. — Ленинград: [б. и.], 1964. -19 с.
  7. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие и комплект демонстрационных материалов / Н. Я. Семаго. – Москва: Айрис-пресс, 2007. – 112 с.
  8. Фатеева Г. И. Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста / Г. И. Фатеева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 73-75.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год