Использование цветотерапии в работе учителя-дефектолога |
Дефектология | |||
Автор: Авдеенко Алла Владимировна | |||
21.03.2023 08:48 | |||
Использование цветотерапии в работе учителя-дефектолога Авдеенко Алла Владимировна. учитель-дефектолог Эмоциональное и физическое благополучие любого ребенка зависит от его окружения. И это не только предметно-развивающая среда, но в первую очередь взрослые, которые сопровождают и обеспечивают развитие малыша. Особенно актуально это для детей с умственной отсталостью, средней и особенно тяжелой. Именно взрослые обязаны создать условия для разностороннего развития ребенка, имеющего в силу состояния здоровья особые образовательные потребности. Высокие стандарты к обучению и воспитанию детей, предъявляемые ФГОС ДО, нацеливают педагогов на поиск и внедрение в работу новых эффективных методов и технологий. В. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры». В современном мире влияние фотонов цвета различной длины волны на мозг официально признано медициной. Таким образом, цветотерапия представляет собой особую методику, основанную на использовании цвета, которая применяется для развития ребенка и коррекции его психоэмоционального состояния.
Для того, чтобы воздействовать на эмоциональное состояние детей с УО средней и тяжелой, повысить их интерес к занятиям, я стала применять в своей работе элементы цветотерапии. Была поставлена цель — обогащение сенсорно-эмоционального опыта детей через использование цвета. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи: обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей с УО; повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей с УО; обучать родителей дидактическим играм по формированию цветовосприятия у своего ребенка. В своей работе с детьми с УО я стала применять элементы цветотерапии для решения поставленных задач. Использование элементов цветотерапии в работе учителя-дефектолога Известно, что дети с особыми образовательными потребностями в силу особенностей здоровья требуют к себе особо бережного отношения и поиска новых методов воздействия. Ученые утверждают, что по своему воздействию на организм человека колоссальное значение имеет цвет. Дошкольное детство является периодом интенсивного сенсорного развития, поэтому цвет является мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно помочь ему управлять своими эмоциями, добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Но дети с умственной отсталостью средней и тяжелой испытывают сложности в восприятии цвета и нуждаются в специальной работе по его формированию и развитию. Использование возможностей цветотерапии осуществляется мною в следующих направлениях: Формирование благоприятной цветовой среды в кабинете дефектолога. Консультирование родителей и воспитателей о влияния цвета и использовании возможностей цветотерапии. Развитие цветовосприятия и цветоразличения у детей с УО. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Поэтому благоприятная цветовая среда кабинета дефектолога включает два компонента: 1 – цвета, положительно влияющие на детей; 2 – любимые цвета ребенка. В своем кабинете я стараюсь создать максимально комфортную обстановку и подбирать дидактические материалы для работы с каждым ребенком с учетом его любимых цветов, а также использую те цвета, которые воздействуют необходимым образом для конкретной задачи. Для стен, штор, крупного оборудования и предметов интерьера хорошо бы выбирать теплую цветовую гамму, которая создает максимально комфортную обстановку. Предпочтение отдаю успокаивающему и расслабляющему нежно-розовому цвету, бежевым и золотистым цветам в сочетании со светло-зеленым. Запланировала развитие предметно-пространственной среды кабинета дефектолога с учетом цвета объектов. Любимые цвета выявляю путем многократных наблюдений за предпочтениями ребенка в процессе индивидуальной работы, затем предлагаю ему одинаковые по основным характеристикам предметы, отличающиеся только цветом и фиксирую выбор, затем наблюдаю, предметами какого цвета ребенок дольше манипулирует. Предпочитаемые ребенком цвета использую в индивидуальной работе, в дидактических играх, так как развитие навыков и умений, решение дидактических задач проходит успешнее, если используются любимые ребенком цвета (что подтверждается многократными наблюдениями). Так, охотнее и дольше ребенок выполняет дыхательные упражнения, если предлагаю перышко любимого цвета. Таким образом, цвет является одним из важных требований к подбору дидактического материала для решения образовательных и воспитательных задач, а использование цветотерапии способствует созданию благоприятной атмосферы в кабинете, комфортному состоянию ребенка на занятии, повышает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности ребенка на объекте или деятельности. Для успешного решения поставленной цели необходима совместная работа всех взрослых, окружающих ребенка: родителей, воспитателей, учителя-дефектолога. Для этого я провела с воспитателями и родителями воспитанников группы консультацию, познакомила их с информацией о воздействии тех или иных цветов на состояние и эмоции ребенка. Путем наблюдений выявив, какие у детей любимые цвета, я познакомила родителей и воспитателей с любимыми цветами дошкольников, дала рекомендации по подбору цвета для игрушек, оформления интерьера, познакомила с дидактическими играми, которые можно использовать дома для развития цветовосприятия. В результате совместной работы в данном направлении повысилось качество образовательного процесса, в группе стало комфортнее, снизилась агрессивность, дети стали меньше уставать и охотнее заниматься. Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей с УО должны заниматься и педагоги и родители. Восприятие цвета отличается от восприятия других характеристик объектов (формы и размера) тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами — цвет обязательно нужно увидеть. Знакомство с цветом развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка с УО к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, расширяет словарь. При работе над цветовосприятием и цветоразличением у дощкольников с УО надо учитывать, что объект воспринимается не анализатором как таковым, а человеком с его интересами, специфическими особенностями внимания, памяти, мышления, речи и др. Таким образом, путь знакомства детей с УО с цветом — это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим. В работе по ознакомлению детей с цветом следую рекомендациям великого педагога М. Монтессори, которая осуществляла работу в четыре этапа: Активные действия самого ребенка, направленные на получение сенсорного опыта. Ассоциация сенсорного восприятия с названием цвета педагогом. Распознавание ребенком цвета по называнию. Запоминание и самостоятельное называние цвета ребенком. М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки, возможна только при наличии специальных дидактических средств, поэтому я использую много дидактических игр, которые делаю сама. На первом этапе работы по развитию восприятия и определения цвета ребенком применяю прием «примеривание», сопоставление двух образцов цвета путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видит, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: «Подбери чашки к блюдцам», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и другие (Приложение 1). На втором этапе, когда ребенок уже научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, используется выбор по образцу и по слову педагога. На третьем этапе ребенок учится называть цвета (и правильно употреблять их в речи). Работа по закреплению у детей с УО умения дифференцировать цвета, знать названия цветов способствует развитию у детей зрительного и слухового внимания. На каждом этапе работы с дошкольниками используются дидактические игры. Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Известно, что детям с УО удаётся это намного тяжелее. Все подобранные и сделанные мной дидактические игры предполагают на взаимодействие с педагогом или родителем – и создают условия для формирования коммуникативных навыков процессе общения со взрослым. В дальнейшем при работе по другим темам с использованием раздаточного материала и дидактических игр я также использую элементы цветотерапии для привлечения внимания, повышения активности, стабилизации эмоционального фона воспитанников. Таким образом, цвет является одним из важных требований к подбору дидактического материала для решения образовательных и воспитательных задач, а использование цветотерапии способствует созданию благоприятной атмосферы в кабинете, комфортному состоянию ребенка на занятии, повышает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности ребенка на объекте или деятельности. Заключение Формирование благоприятной цветовой среды в кабинете дефектолога благодатно воздействует на душевное равновесие воспитанников. Консультирование родителей и воспитателей о влияния цвета и использовании возможностей цветотерапии позволяет создать единую образовательную среду. Работа по закреплению у детей с УО умения дифференцировать цвета, знать названия цветов способствует развитию у детей зрительного и слухового внимания, памяти. Обогащение эмоционально-сенсорного опыта обеспечивает эмоциональное принятие детьми содержания образования, эмоциональной окраски образов восприятия, что способствует активизации речи детей, ведет к развитию познавательного интереса, эмоциональной памяти, способствует проявлению сенсомоторной компетентности дошкольников. Использование элементов цветотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью средней и тяжелой позволило достичь поставленную цель и обогатить сенсорно-эмоциональный опыт детей; повысить уровень их эмоциональной отзывчивости и коммуникативнных навыков. Таким образом, проводимая работа по использованию элементов цветотерапии в работе с детьми дошкольного возраста со средней и тяжелой умственной отсталостью повышает результативность педагогической деятельности и способствует развитию познавательной активности воспитанников. Перечень литературных источников
|