Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Пропедевтический этап дошкольного образования детей с ОВЗ
Дефектология
Автор: Колесникова Ольга Анатольевна Яцюк Валентина Викторовна   
20.05.2023 09:39

Пропедевтический этап дошкольного образования детей с ОВЗПропедевтический этап дошкольного образования детей с ОВЗ

  • Колесникова О.А., учитель-дефектолог,
  • Яцюк В.В., воспитатель

«Детский сад №1 «Буратино», Иркутская область, г. Шелехов

Коррекционно — образовательная деятельность с дошкольниками, в условиях группы компенсирующей направленности детского сада, организуется также с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Трудности в создании особых образовательных условий связаны, в первую очередь, с нарушением у детей социального взаимодействия, низким уровнем предсказуемости динамики.

 

«Отмеченные особые образовательные потребности отражают специфические для РАС проблемы воспитания и обучения, однако, помимо них, трудности образовательного процесса могут быть связаны со следствиями особых образовательных потребностей (например, искажение и задержка речевого развития в силу невозможности восприятия сукцессивно организованных процессов), а также с коморбидными расстройствами. Это полностью согласуется с практикой: как правило, у ребёнка с РАС помимо сугубо аутистических проявлений могут быть и другие, свойственные не только аутизму расстройства (интеллектуальные, речевые, сенсорные, двигательные)» [2, с.61].

К особым образовательным потребностям обучающихся с РАС относятся:

  • коррекция особенностей восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик
  • преодоление искаженности потребности в вербальном и невербальном общении и развивающихся вторично (или сочетанных) нарушений форм коммуникации
  • создание предпосылок для понимания мотивов, лежащих в основе поступков, действий, поведения других людей, для развития социального взаимодействия
  • смягчение обусловленных аутизмом особенностей поведения, затрудняющих учебный процесс, взаимодействие с другими людьми, в тяжелых случаях — пребывание в обществе, в коллективе.

При построении образовательного процесса мы опираемся на классификацию DSM-5 ( «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» пятого пересмотра, разработанное и опубликованное Американской Психиатрической Ассоциацией), это помогает определить уровень потребности в поддержке.

Дефектологическая работа заключается в выделении проблем ребенка, которые требуют комплексной коррекции, определения образовательной траектории, мониторинга реализации принятой индивидуальной коррекционно-образовательной программы.

Решение о выборе методической помощи принимает учитель-дефектолог, непосредственно работающий с данным ребёнком, он будет зависеть от наличия достаточного уровня собственных ресурсов ребенка.

Пропедевтический этап является ведущим при подготовке ребенка с РАС к школьному обучению. Он включает навыки самообслуживания и бытовые навыки, социально-коммуникативные, поведенческие, организационные, академические задачи. Если нарушения развития носят достаточно тяжелый характер, то основной акцент в работе делается на формирование у ребенка жизненных компетенций.

Рассмотрим подробнее задачи пропедевтического этапа. Для ребенка с РАС оптимальным уровнем будет считаться сформированность социально-коммуникативных функций, которые позволят ребенку общаться со взрослыми и сверстниками. Анализируя опыт работы с данной категорией детей, можно утверждать, что подобный уровень достигается крайне редко.

Мы стараемся добиться уровня коммуникации, при котором ребенок способен находиться в одном помещении со сверстниками и воспринимать на слух инструкцию.

Использование поведенческих методик обеспечивает дошкольнику с РАС возможность обучения.

Для решения организационных проблем перехода к обучению в школе, необходимо приучать ребенка к соблюдению требований школы: сохранять необходимый уровень работоспособности, спокойно относиться к чередованию уроков и перемен (что с учётом стереотипности детей с аутизмом не всегда легко), уметь правильно (хотя бы не асоциально) вести себя в различных ситуациях.

Для этого мы рекомендуем родителям заранее пройти обследование на ТПМПК и начать подготовку к школе (на базе школы, которую будет посещать ребенок), это повышает возможность более успешной адаптации к школе.

Навыки самообслуживания и бытовые навыки, необходимые ребёнку с аутизмом к началу обучения в школе, прививаются на протяжении всего пребывания ребенка в группе. Его обучают самостоятельно раздеваться и одеваться, самостоятельно принимать пищу, справляться со своими проблемами в туалете.

Опыт обучения детей с аутизмом академическим навыкам, позволяет сделать вывод о существенном отличии использования приемов работы с детьми с нормотипичным развитием.

Особенно это отмечается в обучении детей написанию письменных букв и технике безотрывного письма, выполнению правил оформления письменной работы: поля, красная строка, где принято пропускать строку, правила исправления ошибок написания. Если ребенок с аутизмом усвоит эти правила, то в дальнейшем это во многом облегчит ему выполнение письменных заданий.

Обучение технике чтения даётся легче, если при обучении учитываются особенности развития ребёнка с аутизмом.

Не исключено, что экспрессивную речь сформировать не удастся, но выученные буквы (в дальнейшем — слоги) станут предпосылкой для узнавания слов в рамках так называемого «глобального чтения», для использования письменных табличек в целях элементарной коммуникации.

В целом можно заключить, что обучение аутичных детей не только возможно, но и необходимо, но при этом необходимо соблюдать условия:

  • опережающая готовность ребенка к школьному обучению в плане академических навыков;
  • определенный уровень социальной адаптации, способность к жизни в коллективе;
  • психолого-педагогическая поддержка специалистов по коррекции РАС;
  • достаточной дефектологической подготовленности учителя массовой школы;

«Стоящие перед педагогом ДОУ или общеобразовательной (массовой) школы проблемы очерчены ясно, и решение представляется достаточно просто: индивидуальный подход с учетом проявлений аутизма, таких как ранимость, повышенная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, часто замедленность реакции, отсроченность результатов обучения (ребенок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время), трудность восприятия фронтальных занятий в сравнении с индивидуальными, трудность ответа у доски и др. Главное условие успешной помощи аутичному ребенку, обучающемуся в массовой школе — не торопиться с выводами и организационными решениями» [1, с.7].

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного обучения представлены в соответствии с подгруппами детей с РАС и зависят от уровня тяжести нарушения.

От успешности решения проблем пропедевтического периода зависит уровень жизненной компетенции и дальнейшее обучение ребенка в школе.

Литература

  1. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). М.: Изд-во "СигналЪ", 2002
  2. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год