Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ
Дефектология
Автор: Альмухаметова Гульнара Валиева   
23.04.2023 18:22

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ

Альмухаметова Г.В, учитель – дефектолог ГБОУ Белебеевская КШ для слабовидящих обучающихся, г. Белебей

В ГБОУ Белебеевская КШ для слабовидящих обучающихся, в рамках преемственности, осуществляется систематическая, планомерная работа в начальной школе, дошкольных группах по коррекции зрительных нарушений слабовидящих детей и детей с функциональными расстройствами зрения, посредством применения цифровых технологий — специальных компьютерных программ.

У детей, посещающих учреждение, имеются следующие зрительные нарушения: слабовидение, косоглазие, амблиопия, гиперметропия, астигматизм, миопия, спазм аккомодации, катаракта, частичная атрофия зрительного нерва,.

 

Скачать презентацию

Педагоги в своей работе с детьми учитывают индивидуальные, медицинские рекомендации, предписания для каждого ребенка, которые дает врач – офтальмолог. В зависимости от зрительного диагноза, возраста ребенка, врач — офтальмолог дает указания по дозировке зрительной нагрузки, рекомендует тренировочные упражнения для глаз, упражнения в специальных компьютерных программах для коррекции зрительных нарушений.

Восстановление нарушенного зрения у детей требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками. Во всех дошкольных группах и классах начальной школы, в рамках преемственности, специалисты и педагоги проводят работу по диагностике, коррекции, определению актуальных и резервных возможностей ребенка, обеспечивают индивидуальный подход. Регулярно осуществляется мониторинг эффективности лечебно – восстановительной и коррекционно – педагогической работы. Ранняя коррекция зрительных нарушений и обеспечение преемственности в комплексной офтальмологической и педагогической помощи дает свои положительные результаты.

Врач-офтальмолог и медицинские сестры осуществляют коррекцию зрительных нарушений, проводят плеопто-ортоптическое и диплоптическое лечение в офтальмологическом кабинете, который оснащен современными аппаратами: мускулотренер, макулотестер, конвергенц — мускулотренер, амблиотренер, синоптофор, монобиноскоп, бивизиотренер, «Ручеек», «ФОРБИС». Кроме того, лечение зрения детей проводится в физиотерапевтическом кабинете (лазеростимуляция, электростимуляция, магнитостимуляция).

Коррекционно — педагогическую работу по следующим направлениям: развитие зрительного восприятия; социально — бытовая ориентировка; развитие навыков ориентирования в пространстве; развитие осязания и мелкой моторики; развитие сохранных анализаторов осуществляют учителя — дефектологи (тифлопедагоги).

Работа по коррекции зрительного восприятия направлена на активизацию и стимуляцию зрительных функций, развитие различных способностей зрения: цветоразличение, движение глаз, фиксация, локализация взора, конвергенция и аккомодация. Особое внимание уделяется гигиене зрения детей.

Учителями-дефектологами эффективно применяются следующие специальные компьютерные программы для коррекции зрительных нарушений: «RELAX-2», «EYE», «КОНТУР», «ПЛЕОПТИКА 2+», «КАПБИС-МЕКО».

Необходимость использования той или иной специальной компьютерной программы для коррекции зрительных нарушений у детей, определяется врачом – офтальмологом, в зависимости от зрительного диагноза, возраста ребенка, периода оклюзионного лечения.

В набор программ «ПЛЕОПТИКА 2+», включено четыре игровые программы: «Тир», «Льдинка», «Крестики», «Галактика», они предназначены для лечения амблиопии любой степени, у детей от 3-х лет. Используемые в играх зрительные стимулы оказывают мощное избирательное воздействие на механизмы, реализующие нарушенные при амблиопии зрительные функции. Во время игры обеспечивается связь зрительной и слуховой систем, за счет сопровождения моментов игры, соответствующими звуковыми сигналами.

Программа «EYE», предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения.

В основу упражнений положены методы плеоптики, ортоптики и диплоптики. Разделение полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков. Разнообразные упражнения на «совмещение» и «слияние» развивают содружественную деятельность обеих половин зрительного анализатора.

Программы «КОНТУР», «КАПБИС-МЕКО» предназначены для диагностики и лечения косоглазия, амблиопии, развития бинокулярного зрения.

Программа «RELAX — 2», оказывает нормализующее действие на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния. Программа предназначена для восстановления и тренировки аккомодационной способности глаз, применяется для профилактики и комплексного лечения миопии и амблиопии, спазма аккомодации, профилактики зрительного утомления, компьютерного зрительного синдрома.

Тренировка аккомодации у младших школьников очень важна, так как в школе увеличивается время работы глаз на близком расстоянии, возрастает нагрузка на аккомодацию, как следствие развивается миопия. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку — упражнения детям необходимо давать различной степени сложности, разной продолжительности по времени.

Применение цифровых технологий — специальных компьютерных программ в работе с детьми способствует активизации произвольного внимания, повышению эффективности коррекционной, лечебно – восстановительной работы.

Использование специальных компьютерных программ для коррекции зрительных нарушений, позволяет сделать процесс восстановления зрения более разнообразным, интересным, индивидуальным, эффективным, открывает новые возможности для ребёнка, и зависит как от качества применяемых программных средств, так и от умения рационально, умело и целесообразно использовать их в коррекционном и лечебно-восстановительном процессах.

Литература:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров., М:Бином.
  2. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология -М., 2001. — № 3
  3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. — 2003. — № 3.
  4. Свириденко С.С. Современные информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-Пресс, 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год