Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие учителя – дефектолога и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно – развивающей деятельности в детском саду в сенсорно – динамическом зале «Дом совы»
Дефектология
Автор: Шайдурова Мария Валерьевна Котова Ирина Валерьевна   
16.07.2023 20:04

Взаимодействие учителя – дефектолога и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно – развивающей деятельности в детском саду в сенсорно – динамическом зале «Дом совы»Взаимодействие учителя – дефектолога и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно – развивающей деятельности в детском саду в сенсорно – динамическом зале «Дом совы»

  • Шайдурова Мария Валерьевна учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №38»
  • Котова Ирина Валерьевна инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №38»

Аннотация. В статье представлен положительный опыт взаимодействия учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре в работе с детьми ЗПР в условиях сенсорно-динамического зала «Дом совы». Проблемы в обработке сенсорной информации (сенсорная, зрительная, тактильная, двигательная и др.) у детей с ЗПР встречаются довольно часто. Нарушения в интерпретации сенсорной информации приводит к проблемам в поведении, обучении, развитии речи, общении и координации. Разработанные для детей игровые коррекционно-развивающие упражнения в сенсорно-динамическом зале направленны на получение активного сенсорного опыта, развитие головного мозга обрабатывать информацию, полученную с помощью разных органов чувств.

 

Скачать конспект

Ключевые слова: сенсорно-динамический зал, задержка психического развития, подвесное оборудование, коррекционно-развивающие упражнения, взаимодействие.

Для того чтобы развитие ребенка было эффективным, необходимо развивать у него собственную познавательско-исследовательскую активность в условиях проблемно-ориентированной среды.

У ребёнка с раннего возраста большая потребность в движениях, которые приносят ему огромную радость. Многие исследователи подчеркивают особое значение движений в формировании мозговых функций человека.

Можно много узнать, сидя за столом, но неизмеримо большего можно достичь, двигаясь, играя. Движение – это физиологическая потребность детей – дошкольников. Двигаясь, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно. Известно, что двигательная активность нужна детям не только для хорошего физического, но и нормального психического развития.

Детям с задержкой психического развития изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, что является основой для появления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия.

Так же у таких детей низкая учебная мотивация и любознательность. Поэтому необходимы различные приемы для их стимулирования.

Поиск наиболее рациональных средств и методов оптимизации развития дошкольников с ЗПР на сегодняшний день по-прежнему остаётся актуальным.

Не так давно в нашем детском саду появилось очень интересное пространство «Дом совы».

«Дом Совы», называется домом, потому что на короткий промежуток времени именно это пространство становится для ребенка местом, где он чувствует себя комфортно, уютно и безопасно, как дома. В «Доме Совы» ребенок не сидит за столом, он двигается, экспериментирует со своими движениями, способами познания окружающего мира. Местом, где он находит новые способы создания собственных средств выхода из трудных положений.

Все оборудование «Дома Совы» подвесное. Установлено по всем нормам и правилам безопасности.

Снаряды сенсорно-динамического зала:

тоннель – принимает разные формы и образы. В нем можно спрятаться, укрыться от опасностей. Тоннель может превратиться в пещеру, в которой можно укрыться и спрятаться, так же может превратиться в корабль или ковер – самолет, льдину, облако, дерево и т.д.

платформа — летает и вертится, как юла. На ней можно отправиться в морское путешествие или полет в открытый космос. Она может превратиться в узкое ущелье, по которому нужно пробраться, или гору, на которую нужно забраться. На ней можно отдохнуть после трудового путешествия.

соволента– на ней ребенок может посидеть, но она настолько неустойчивая, что необходимо контролировать свое тело, чтобы не упасть. Она может превратиться в лиану, качели, канат или гамак.

соволёт – выполнен из мягкого и тактильно приятного материала. Он может стать для ребенка уютным домиком или гнездышком, куда можно спрятаться; может стать волшебным сундуком, и тогда в нем можно будет хранить разные ценные вещи. В нем прекрасно можно раскачиваться, как на крылатых качелях.

бревно –может превратиться в коня, а может в подвесной мост или ветку огромного дерева, на котором можно повиснуть, как ленивец, вверх тормашками или сверху.

Разнообразные снаряды «Дома Совы» формирую и развивают осознанность и целостность своего тела, пространственное представление, укрепляют межполушарные связи, развивает ловкость, баланс, координацию, тренирует вестибулярный аппарат, совершенствует общую крупную моторику тела.

Наблюдая за занятиями и играми детей в сенсорно-динамическом зале, можно заметить, как они любят его посещать, с радостью бегут на занятия, несмотря на то, что прохождение снарядов не всегда дается им легко. Радость от новых ощущений тела, которые дети могут получить только в зале, неизмерима больше, чем сложности, с которыми они встречаются.

Знакомство со снарядами, их широкие возможности применения, а также их привлекательность для детей и зародила мысли о возможном использовании их в коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога.

«Дом Совы» — это искусственно созданная среда, где ребенок двигательное, эмоционально переживает новый опыт. Ребенку на занятиях приходиться не только чувствовать и контролировать свое тело, но также выполнять инструкции, слышать педагогов, уметь переключить свое внимание с ощущений тела на внешнюю среду. Необычные ощущения в теле, которые чувствует ребенок, необходимо сочетать с выполнением поставленных задач, это вводит ребенка в легкий стресс, который необходим для развития его интеллекта.

Но при всем при этом следует помнить, что деятельность должна приносить ребенку положительные эмоции, радость, поэтому несмотря не на что, мы выстраиваем работу так, чтобы ребенку это было в удовольствие, используя сказочные сюжеты, стихи, загадки.

При работе в зале используется поэтапное формирование двигательной и коррекционно-познавательнойактивности:

1этап «Адаптация». Дети знакомятся с оборудованием зала, игровыми коррекционно-развивающими упражнениями в кабинете дефектолога.

2 этап. «Практика». Отработка уже пройденного материала в знакомых условиях.

3 этап. «Закрепление». Именно на этом этапе и выстроено взаимодействие инструктора по физической культуре иучителя-дефектолога.

Основные условия взаимодействия — это закрепление уже пройденного материала, а не изучение нового, в условиях уже знакомых ребенку.

Использование безопасных материалов, для предупреждения травм и ушибов.

Для создания системы взаимодействия разработаны упражнения, которые сочетаются друг с другом, но имеют разные задачи: сенсомоторное развитие, коррекцию и развитие познавательных процессов. Каждый специалист берет на занятия карточки, на которых прописаны задачи, материал, ход упражненияи реализует их.

Для выстраивания взаимодействия специалисты знакомятся с работой коллеги, задачами, инструментарием. Затем рассматривают возможные моменты взаимодействия. Первые и новые упражнения педагоги проходят сами, затем апробируем на детях, корректируя, дополняя или сокращая.

Возможна совместна работа педагогов на первых занятиях, а затем каждый педагог работает с карточками самостоятельно, отрабатывая свои задачи и задачи другого специалиста.

Этап разработки совместных упражнений продолжается, новые упражнения появляются по ходу работы и реализации АООП и АОП.

Промежуточная диагностика показала рост показателей физического на 10% и познавательного развития на 21%, из чего можно сделать вывод о положительном результате взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-дефектолога в сенсорно-динамическом зале «Дом Совы».

Список литературы.

  1. Борякова Н.Ю., Косицина М.А., Коррекционно-педагогическая работа в детском саду дл детей с ЗПР// Москва: ИОИ, 2004
  2. Кирюшина А.Н., Железнова Е.Р., Мамедова Ю.И. Организация развивающего коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности//Санкт-Петербург: Дество-пресс, 2018.
  3. Мамина Т.М, Юдина Е.Ю., Метод (совопрактика) сенсорная интеграция//Санк-Петербург: Нестер-История, 2020.
  4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет// Москва: Мозайка-синтез, 2009.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год