Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт использования сенсорно-игрового оборудования в познавательном развитии детей с особыми возможностями здоровья
Дефектология
Автор: Дегтерева Ирина Юрьевна   
29.03.2024 12:06

Опыт использования сенсорно-игрового оборудования в познавательном развитии детей с особыми возможностями здоровьяОпыт использования сенсорно-игрового оборудования в познавательном развитии детей с особыми возможностями здоровья

Дегтерeва Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 1034

Аннотация: Статья о совместном опыте работы учителя-дефектолога и воспитателя по познавательному развитию детей с особыми возможностями здоровья с использованием специального сенсорно-развивающего оборудования «Dusyma».

Ключевые слова: дети с особыми возможностями здоровья; развитие произвольного внимания и памяти, формирование перцептивных действий и развитие сенсорных эталонов, обогащение представлений о внешних свойствах предметов; развитие слухового, зрительного, пространственного, тактильно-двигательного восприятия; обогащённая предметная среда, специальное сенсорное оборудование.

 

скачать конспект

«Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти»

(От рождения до школы. ПОП ДО)

В соответствии с основной целью познавательного развития перед нами – специалистами и воспитателями, работающими с детьми со сложными дефектами и сопутствующими основному диагнозу нарушениями: зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, стоят задачи:

  • формирование перцептивных действий (помогающих обследованию предметов и их сенсорных свойств);
  • развитие разных видов восприятия, внимания, памяти, мышления, возможное на данном этапе и с учётом особых потребностей и возможностей ребёнка;
  • развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности (развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации).

Решая эти задачи, мы, педагоги, продумываемспособы предъявления материала ребёнку с ОВЗ, облегчая ему восприятие и усвоение, несмотря на низкий, чаще всего, исходный уровень его развития и замедленный темп усвоения им материала:

  • наглядный показ с комментарием;
  • словесно-жестовая форма объяснений;
  • составление и использование при объяснении кратких, доступных для понимания инструкций;
  • опора при обучении на сохранные анализаторы.

Именно таким требованиям к способам предъявления материала и его содержанию отвечает сенсорное оборудование «Dusyma» при использовании его в организации с детьми выполнения игровых заданий и упражнений, обеспечивая решение названных выше сенсорно-познавательных задач.

Например, игра «Найди фигурке место (фото 3-1, 2, 3)» — состоит из деревянного плато, в котором вырезаны контуры 24 различных фигур и матерчатого мешочка для фигур.

Задачи: способствует развитию:

  • осязания,
  • кратковременнойпамяти,
  • концентрации внимания,
  • расширению словарногозапаса,
  • мелкой моторикерук.

Ход игры:

  • Плато и мешочек с фигурками приносят на стол или коврик на полу.
  • Фигурку вынимают из матерчатого мешочка или берут с подноса.
  • Находят на плато место для этой фигурки.
  • Ребенок называет фигурку или повторяет её название за воспитателем.

Варианты работы:

  1. Найди место на плато. (Работа аналогична предыдущему варианту, но место на плато находят с завязанными глазами).
  2. Групповая игра. (Вынимают фигурку и находят ей место на плато поочереди 2-3 детей).
  3. Найди на ощупь. (Ребенок ищет нужную ему фигурку для места на плато в мешочке на ощупь).

Игра «Запомни звук (фото 4 – 1,2)» — 16 полых, не прозрачных кубиков (4×4×4 см) с различными наполнителями, которые при встряхивании кубиков издают разные звуки, уложены в деревянную коробку (19×19×6 см) с выдвижной крышкой из оргстекла. Одна из граней каждого кубика прозрачна (для зрительного контроля и закреплена винтами, так что ее можно снять и поменять наполнитель.

Задачи: игра способствует развитию:

  • слухового восприятия;
  • пробуждению акустического внимания;
  • концентрации внимания, его произвольности;
  • краткосрочной памяти;
  • развитие мелкой моторики рук.

Ход:

  • Игру проводят за столом или на коврике.
  • Для начала отбирают кубики с наиболее контрастным звучанием (2-3п.)
  • Педагог обращает внимание ребенка на то, что они одинаковы на вид.
  • Затем берет один кубик тремя пальцами, не зажимая в кулаке, чтобы не оглушать звук, и встряхивает несколько раз.
  • Спрашивает, слышит ли ребёнок звук и предлагает ему самому встряхнуть и послушать.
  • Педагог объясняет, что они вместе будут искать кубик с точно таким же звуком: встряхивать (по очереди у каждого уха), слушать, сравнивать, пока не найдут пару.
  • Найденный ставят рядом с первым, встряхивают их по очереди, сравнивают.
  • При сомнении ставят кубик в сторону, продолжают искать пару.
  • Далее ищут другие пары среди отобранных для игры описанным выше способом.
  • Когда все пары найдены, проводится контроль ошибок (смотрят на содержимое кубиков через прозрачную крышку).
  • Кубики убирают в коробку.

Варианты:

  1. Подбор пар с большим количеством кубиков.
  2. Нахождение пар с завязанными глазами.
  3. Построение сериационного ряда от тихогок громкому и наоборот.
  4. Игра на расстоянии (Нахождение одинаковых пар, когда кубики стоят на разных столах, находящихся на некотором расстоянии друг от друга; ребенку необходимо запомнить шум и вспомнить его через некоторое время, необходимое для перехода от одного стола к другому).
  5. Групповая игра. (Несколько детей (3-5) берут по одному или два кубика. Один ребенок – ведущий, берет один кубик, встряхивает его, подходит к остальным детям по очереди, и просит их встряхнуть свои кубики. При нахождении пары он отдаёт свой кубик ребенку, у которого нашелся такой же, а сам берёт из коробки следующий и снова ищет к нему пару у детей).

Игра «Тактильная пирамида (фото 5)» — пирамида высотой 45 см состоит из основания диаметром 19 см, шести кубиков (6×6×6 см), имеющих тактильные поверхности различной текстуры и цвета, и двух стержней – закрепленного, на который нанизываются кубики, и подвижного, который можно вставить в пирамиду, если она собрана правильно.

Задачи: игра способствует развитию:

  • тактильных и зрительных ощущений,
  • кратковременной памяти,
  • концентрации внимания,
  • расширению словарного запаса,
  • координации движений.

Ход:

  • Пирамида приносится на стол или ковер на полу.
  • Незакрепленный стержень вынимается и кубики поворачивают вокруг своей оси в беспорядке.
  • Ребенку предлагают так повернуть кубики, чтоб одинаковые, по тактильным ощущениям, грани двух соседних кубиков снова оказались на одной вертикальной прямой (друг под другом).

Варианты:

  1. Работа с закрытыми глазами (Для контроля ошибок служит цвет граней).
  2. Составление пирамиды (Выложить кубики в беспорядке на ковер. Предложить ребенку подобрать пары кубиков с одинаковыми (на ощупь) верхними гранями и составить пирамиду).
  3. Групповая игра. (Дети берут по одному кубику и подходя друг к другу пытаются создать пару. Те, кто нашел одинаковые звуки берутся за руки).
  4. Определение направления звука. (Ребенок или несколько детей садятся на стулья или ковер и закрывают глаза. Педагог или другой ребенок, находясь в каком-либо месте комнаты издает звук – встряхивает кубик, и отходит в другое место. Дети должны определить откуда шел звук).
  5. Определение звучащего наполнителя. (Дети запоминают, какой наполнитель в кубике, как звучит, а потом отгадывают, какой звук издает кубик).
  6. Что шумит — связь с реальной жизнью. (Дети слушают разные шумы, определяют и называют, какие предметы их издают: машина, дверь, погремушка, фольга, бумага, льющаяся вода и т.д.)

Игра «Мягче–жестче (фото 6)» -6 пар кубиков (4×4×4 см) в деревянной коробке с выдвижной крышкой. На одной из граней кубиков имеется красный кружок, одинаковый по жесткости у кубиков каждой пары и различающийся у разных пар. На обратной стороне пар – одинаковые рисунки (для зрительного контроля). Жесткость оценивается на ощупь по сопротивлению, оказываемому при нажатии.

Задачи: игра способствует развитию:

  • тактильных ощущений;
  • краткосрочной памяти;
  • концентрации и произвольности внимания;
  • мелкой моторики рук;
  • коммуникативного взаимодействия со взрослым;
  • зрительного восприятия.

Ход:

  • Для первой презентации лучше выбрать 3 пары кубиков с наиболее контрастной жесткостью
  • Кубики приносят на рабочий стол (все они лежат красными кружками вверх и выкладываются одинаковые наборы в два ряда),
  • Из одного ряда педагог (позднее – ребёнок) вынимает один кубик, ставит на стол, из другого подбирается ему (с помощью нажатия указательным пальцем на красный кружок всех кубиков этого ряда) парный кубик,
  • Делается и подчёркивается вывод об одинаковом усилии при нажатии.
  • После нахождения всех пар проводится контроль ошибок (сначала при нажатии сравнивают усилия, а затем с помощью зрительного контроля – по узорам на обратной стороне (у одинаковых пар узор совпадает),
  • По окончании работы кубики убираются обратно в коробку.

Варианты:

  1. Подбор пар с закрытыми глазами.
  2. Игра на расстоянии. (Часть кубиков раздается детям, а парные им кубики лежат на столе, дети подбирают пару к своему кубику).
  3. Построение сериационного ряда от жесткого нажатия к мягкому или наоборот.
  4. Подбор пар нажатием на кружки не указательным пальцем, а любыми другими; с использованием другой руки.
  5. Групповая игра. (Парные кубики раздаются детям, они ищут себе подходящую пару, берутся за руки и ждут, пока все пары не будут найдены. Затем кубики одновременно переворачиваются, чтобы узнать с помощью зрительного контроля, правильно ли нашли пару, все ли изображения совпали).

Литература:

  1. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида /Сост. С.М. Босова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. –М.: Владос, 2001.
  3. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребёнком. – М.: Теревинф, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год