| Нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР |
| Дефектология | |
| Автор: Краска Елена Владимировна | |
| 05.11.2025 23:11 | |
|
Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения на протяжении нескольких последних лет является предметом обсуждения не только среди врачей, но и в кругу педагогов, так как современное образование все чаще сталкивается с проблемой постоянно ухудшающегося состояния здоровья детей, препятствующего овладению образовательными компетенциями и их успешной социализации. При этом возрастает количество проблем, связанных как с соматическим, так и психологическим здоровьем. Так, по данным Института возрастной физиологии РАО (2022) обследование дошкольников 4-6 лет показало, что только 23-25% из них абсолютно здоровы, 60% имеют функциональные отклонения, а у 15-17% детей выявлены те или иные хронические заболевания. За последние годы в Российской Федерации не снижается количество детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в создании особых (специальных) условий обучения. С каждым годом категория детей с ОВЗ, в частности с задержкой психического развития (ЗПР), качественно меняется, у детей отмечается более выраженный и устойчивый характер нарушений. Наряду с недостатками развития психических процессов у детей отмечаются нарушения регуляции поведения, двигательное беспокойство, эмоциональная возбудимость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска таких методов и приемов, которые были бы максимально направлены на коррекцию нарушенных функций, при этом имея здоровьесберегающий характер. На протяжении многих лет в своей работе с дошкольниками с ЗПР я использую нейропсихологический подход, эффективность которого доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Лурия А.Р. отмечал, что высшие психические функции возникают на основе моторных и сенсорных процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу вверх – от движения к мышлению. Научные и практические труды Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк доказывают, что использование нейропсихологического подхода позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, в организме ребенка наступают положительные структурные изменения, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Благодаря этому у многих детей наблюдается прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями. Движения и познавательная активность «конвертируются» мозгом в психический тонус. Это готовность включаться в деятельность, чувство бодрости или, наоборот, усталости. Меньше движений и сенсорных ощущений – ниже психический тонус. Повышение своей компетенции в области нейропсихологических знаний я начала с изучения научно-методической литературы по данной проблеме, изучила методики А.В. Семенович, А.Л Сиротюк. На протяжении многих лет накапливала и систематизировала практический материал, итогом данной работы стало создание картотеки «Умные движения», которая пополняется и в настоящее время, в том числе и собственными разработками. Приемы нейропсихологической коррекции являются отличным дополнением коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога и реализуются как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах познавательного развития детей и обеспечения партнерских отношений с семьями воспитанников группы мною был разработан и реализован долгосрочный проект «Школа для родителей», в рамках которого были проведены следующие мероприятия: лекторий «Нейропсихология сегодня – успех завтра» и цикл мастер-классов «Умные движения помогают обучению». Тесное взаимодействие с педагогами нашей дошкольной организации отражено в плане совместной работе, где также предусмотрены теоретические и практические мероприятия. Воспитателями группы проводятся игры и упражнения, как в режимных моментах, так и в свободной деятельности детей, фронтально или индивидуально в соответствии с рекомендациями учителя-дефектолога. Отдельно с инструктором по физическому воспитанию подобран комплекс нейропсихологических упражнений, которые целесообразно выполнять в условиях спортивного зала, где дети могут, в предназначенных для этого условиях, выполнять упражнения, лежа на ковриках. С музыкальным руководителем также осуществляется взаимодействие по подбору песенного и музыкального репертуара для нейропсихологических игр и упражнений, что находит отражение в рекомендациях учителя-дефектолога и совместных мероприятиях. Как было сказано выше нейропсихологические упражнения и игры проводятся с детьми ежедневно, при разучивании которых соблюдается принцип от простого к сложному. Учителем-дефектологом регулируется объем и дозирование материала. Далее представляю некоторые нейропсихологические игры и упражнения, которые успешно использую в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. 1. Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики рук. Сначала разучиваем статические упражнения:
Затем разучиваем серию динамических упражнений, которые выполняем, проговаривая простые четверостишья: Жили — были мышки серые плутишки Весело играли, пели и плясали.
2. Игра «Попробуй повторить». Сначала разучиваем в медленном темпе по показу учителя-дефектолога, подкрепленного словесной инструкцией, затем дети выполняют упражнения с опорой на образец-рисунок.
3. Игра «На картинку смотри, нужное движение покажи» (работа с визуально-ритмическими рядами). Детям предлагается корректурная проба с визуальной подсказкой. Каждая картинка на пробе обозначает определенное движение, дети выполняют движения, двигаясь построчно слева направо. Основная цель – переключение с одной моторной программы на другую.
4. Марширование «Робот» и «Перекрестное марширование». Сначала отрабатываем каждый вид марширования отдельно, затем соединяем их в одну программу. Данные маршировки производим под ритмичную музыку или логопедические распевки.
5. «Зеркальное рисование». Детям предлагается взять в обе руки по карандашу и начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (рисовать можно как на бумаге, так и в воздухе).
6. «Кинезиологические сказки» с простым понятным детям сюжетом. Во время рассказывания сказки педагогом дети выполняют соответствующие движения. Сказка «Подарок для бабушки» У Зайчонка Пуха (упр. «Зайчик») есть бабушка (упр. «Очки»). Каждый день она печет Пуху вкусные морковные оладушки (упр. «Оладушки»). На день рождения бабушки зайчонок (упр. «Зайчик») захотел подарить ей самые красивые цветы (упр. «Ладошки»). Пошел (упр. «Кулак – ребро – ладонь») Пух искать самые красивые цветы. Шел (упр. «Кулак – ребро – ладонь») от одной полянки к другой и, наконец, нашел те самые цветы (упр. «Ладошки»). Нарвал цветов и отправился (упр. «Кулак – ребро – ладонь») обратно домой. По дороге домой он увидел пруд, в котором живет лягушка (упр. «Лягушка»). Пух поздоровался с лягушкой и пошел (чередование «Кулак – ребро – ладонь») дальше. Видит, ежик (упр. «Ежик») катится по дорожке. И с ним поздоровался зайчонок (упр. «Зайчик»). А чей это рыжий хвост мелькнул за деревом? (упр. «Лиса») Лисий. Но Пух (упр. «Зайчик») не испугался лисы (упр. «Лиса»). Он вежливо поздоровался (упр. «Флажок») с ней и уступил (упр. «Кулак – ребро – ладонь») дорогу. А вот уже и дом (упр. «Дом») виден. Пух (упр. «Зайчик») подарил бабушке (упр. «Очки») самые красивые цветы (упр. «Ладошки»). Краска Елена Владимировна учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №17» г. Дзержинск, Нижегородская область
|



Нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР














