Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Творческий проект «Наш лес-богатства родного края»
Занятия по Экологии
Автор: Левина Ирина Ивановна Галямова Анастасия Аркадьевна   
22.08.2021 10:56

Творческий проект «Наш лес-богатства родного края»Творческий проект «Наш лес-богатства родного края»

Информационная карта проекта:

МАДОУ №2 "Лучики" г. Киселевска.

  1. Полное название проекта: «Наш лес- богатства родного края»
  2. Авторы проекта: Левина И.И, Галямова А.А.
  3. Вид, тип проекта: долгосрочный, групповой, познавательно – исследовательский, экологический, ознакомительный.
  4. Цель, направление, деятельность проекта: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
  5. Задачи: формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы;
  • вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности.
  • учить различать и называть деревья и плоды;
  • развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать любознательность, фантазию, воображение;
  • развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
  • воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

6. Место проведения: средняя «А» группа МАДОУ №34

7. Сроки проведения: ноябрь, декабрь 2016.

 

Скачать конспект

8. Количество участников проекта: 21 человека (из них 10 детей, 1 воспитатель, 10родителей)

19. Возраст детей 4 – 5 лет

10. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и в НОД)

11. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
  • разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
  • появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Проблема: Недостаточное знания детей о богатстве нашего родного леса, способах ухода и условия их роста.

Актуальность проекта:

Даже в большом городе деревья окружают нас повсеместно. Растут деревья, с ними растут и дети. Однако и взрослые, и дети, хоть и видят их ежедневно, как правило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Ведь они не передвигаются, не издают звуков, мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Несмотря на это, деревья являются важной частью живой природы и играют большую роль в нашей жизни.

Тема проекта: «Наш лес- богатства родного края!»

Цель: Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать элементарные экологических знаний и представлений у детей. Воспитывать любовь к природе родного края, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.

Задачи: формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы; вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности. Учить различать и называть деревья и плоды; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, фантазию, воображение; развивать поисково-исследовательскую деятельность развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны; воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный.

Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2. Основной. (или этап реализации проекта):

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и др).

3. Заключительный.

Проводятся итоги работы, подготавливается презентация, итоговая беседа с детьми.

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями.
  2. Консультация для родителей.
  3. Помощь родителей в подборе информации и пополнение развивающей среды в группе по теме.
  4. этап: «Выбор темы»

Данил принес в группу энциклопедию «Лес и человек», небольшая группа детей заинтересованно рассматривала книгу. Увидев, что дети заинтересовались этой темой, я организовала с детьми беседу.

-Что знают о природе нашего края?

-Что хотят узнать?

                Что знаем?

       Что хотели узнать?

Название некоторых пород деревьев.

Название строительного материала, мебель.

Загадки и песни о деревьях и животных.

Что дает человеку лес.

Как называются эти деревья? Чем отличаются? Чем похожи?
Какой ствол у березы? Какой у тополя?
Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение.

Разновидность деревьев, виды леса.

Как, из чего, делает стулья и прочную мебель.

Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.

Техник у и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).

Как надо охранять и беречь природу?

Как надо вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёмах живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы),

Нельзя портить растения, рубить деревья, собирать цветы, мусорить, шуметь.

Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

Чтобы поддержать интерес к этой теме я совместно с детьми решила организовать долгосрочный проект, по этой теме: «Наш лес- богатства родного края!»

Определили тему: «Знакомства с деревьями и животными нашего леса».

Возможные проекты:

  1. Книга «Природа родного края».
  2. Альбом «Наш лес».
  3. Дидактическая игра «Деревья нашего края».
  4. Сюжетно – ролевая игра «Поход в лес».
  5. Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».
  6. Совместно с родителями мероприятие: Оформление коллажа «Осенние прогулки».
  7. этап: «Сбор сведений».

Источники информации:

1. Литература: Русские народные сказки «Пузырь, соломина и лапоть», Теремок», С. Маршак «Чем пахнут ремесла?» К. Д. «Береза моя, березонька…», С. Маршак «Откуда стол пришел?», Е. Соколова «Живая ёлочка», А. Часовников «Лесорубы», Сказка «Бобры и деревья», «Звуки леса». С. Есенин «Береза», «Черемуха», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», С. Воронин «Моя береза», «Под кустом». А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», К. Чуковский «Елка», «Чудо-дерево», К. Паустовский «Рассказы о природе».

Загадывание загадок- «Отгадай загадку- покажу отгадку»

2. Мультфильмы: «Два клена», «Чьи в лесу шишки», «Дерево с золотыми яблоками», «Жило – было дерево».

3. Экскурсии осенний парк. «Знакомства с деревьями нашего леса». «Деревья, которые нас окружают».

4. Наблюдения за деревьями, за сезонными изменениями в природе.

5. Рассматривание картин и иллюстраций «Наш лес», «Что нам даёт природа». «Изделия из древесины», «Птицы нашего края», «Деревья», «Листья», «Лес», «Плоды деревьев».

6. Беседы: «Благодарит и сердится природа». «Маленькие помощники», «Что такое природа?», «Как готовятся звери к зиме», «Деревья нашего края».

7. Работа со схемой «Строение дерева»,

8. Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба).

9. Просмотр слайдов: «Наш лес», «Что нам дает природа?», «Изделия из древесины», «Как вести в лесу».

10. Экологические игры: «Опиши, а мы отгадаем?», «Найди, кого назову», «Кого не стало?», «Угадай по описанию», «Помоги листику найти деревцо?», «С чьей ветки детки?». «Угадай дерево».

11. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Найди перелётных и зимующих птиц родного края». «Угадай дерево?».

12. Аудиозапись «Шум леса», «Пение птиц».

13. Экспериментально- исследовательская деятельность: «Как ухаживать за растениями», «На свету и в тени», эксперимент с семенами-шишками и березками. «Корень – устойчивость дерева». «Кора разных деревьев», «Кораблик путешествия» (свойства дерева). «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла).

14. Пальчиковая гимнастика: «Наше дерево», «Есть в лесе три полочки», «Птицы», «Наши алые цветки».

15. Творческая деятельность: лепка «Лес», аппликация «Птицы в нашем лесу», рисования «Красавица –береза». Рисование «Осенний пейзаж», коллективная аппликация с использованием природных материалов «Осенние деревья».

Результаты после реализации проекта:

                                                  Проект : Альбом «Наш лес»   

Этапы

Конечный продукт

Действие внутри детского сада

Действие вне детского сада

Роли

Техника

Привлечение взрослых

1.Сбор информации

Картинки с изображением леса.

Сбор информации, рассматривание картинок с изображением деревьев в лесу.

     

Подбор картинок леса, вырезки из журналов

2.Оформление страниц альбома

Страницы альбома оформлены

Наклеивание картинок леса на альбомные листы

 

Художники- оформители

Аппликация, коллаж

 

3.Оформление обложки

Оформленная обложка

Рассматривание обложек, вырезывание, наклеивание.

 

Художники- оформители

Аппликация

 

4.Презентация

Семейный вечер

Подготовка  к вечеру, разработка сценария.

Разучивания стихотворений.

 

Видеокамера.

Снимает взрослый.

                                         

                                                                                                                                                                           Приложение №2

                                                                 Проект: Дидактическая игра  «Деревья»  

Этапы

Конечный продукт

Действие внутри детского сада

Действие вне детского сада

Роли

Техника

Привлечение взрослых

1.Сбор информации о деревьях.

Картинки с изображением  деревьев

Подбор картинок

     

Помощь в подборе картинок с изображением деревьев

2.Оформление игры

Готовая д. игра «Деревья».

Вырезывание, наклеивание

 

Оформители

Аппликация

Помощь в подборе иллюстраций деревьев.

3.Обучение правилам игры

Дети  играют в игру.

Подбор правильной карточки

       

4.Презентация

Дети самостоятельно играют в игру.

Подбор правильной карточки

 

Игроки

 

Сюрприз для детей.

                                                                                                                          Приложение №3

                               Проект: сюжетно-ролевая игра «Поход в лес».

Этапы

Конечный продукт

Действие внутри детского сада

Действие вне детского сада

Роли

Техника

Привлечение взрослых

1. Составление сценария

Сценарий

Обсуждение сценария с детьми.

 

Сценарист

   

2. Изготовление

необходимых

атрибутов

Создана благоприятная среда для с. / р. игры «Поход в лес»

 Изготовление с детьми атрибуты

Стаканчики из бумаги, салфетки,

бинокль,деньги.

     

 Подбор одежды для похода в лес, аптечки, деньги, продукты-заменители.

3. Организация       с. / р. игры: «Поход в лес».

Дети свободно играют в игру «Поход в лес»»

 Отработка диалога:

-экскурсовод-туристы,

-директор-эскурсовод,

 -директор- врач.

-туристом и туристом.

 

 В соответствии со сценарием

   

5. Презентация

Презентация игры «Поход в лес»

Дети играют по ролям.

 

В соответствии со сценарием

 

Помощь в оформление помещения.

Приложение №4

Экологические игры

1. Отгадай, от какого дерева эти семена»

Цель:

  1. Знакомить детей с семенами – крылатками.
  2. Развивать умение соотносить лист дерева с его

семенем.

3. Закреплять знания о названиях деревьев.

4. Воспитывать любовь к природе.

5. Развивать мышление, память.

Материал: В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семена липы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображены листья липы, ясеня, клена.

Ход игры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней, называют дерево, соответствующее этому листу. Далее находят баночку с семечком этого дерева, закручивают крышку на банку.

2. Кто где живёт».

Ход игры. Педагог помещает на доску картинки с изображениями листьев клена, сирени, дуба и ясеня и задает детям вопрос, какой из листьев лишний и почему. Дети должны определить, что лишний лист сирени, потому что сирень — это куст, а дуб, ясень и клен — деревья. Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый из присутствующих на занятии детей.

Игру можно провести с целью дифференциации лиственных и хвойных деревьев, съедобных и несъедобных грибов.

Приложение №5

Стихи о деревьях.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А. С. Пушкин.

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых…

Подольше б золото не сбросили

Стоял бы лес багрян и тих.

Ходит осень, бродит oceнь,

ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый — кленовый.

В. Авдиенко

БЕРЁЗКА

Снова осень золотая…

Ветер листьями играет,

Улетает птичий караван…

Под окном грустит берёза –

То ли дождик, то ли слёзы -

С голых веток капает вода…

Листья падают с берёзы -

Скоро зимние морозы,

Нужно ей скорее засыпать…

Белый снег на ветки ляжет,

Он её согреет даже,

Но весну берёзка будет ждать…

Клён

Клён под солнышком купался

И ладошкой умывался.

Осень красная пришла

Все ладошки обожгла.

Дождик пламя потушил,

Ветер ветки подсушил.

Желтые ладошки

К нам летят в окошки.

А. Кулагина

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

Кисти ярко- красные вянущих рябин.

Падают, падают листья в нашем саду листопад,

жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.

(Ивенсен)

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой

Как красив ты, лист цветной!

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

И. Михайлова

Приложение №6

Наблюдение № 1 «Деревья на участке».

Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).

Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки.

Художественное слово:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С. Пушкин.

Беседа:

Какими словами можно сказать об осени?

Д/И: «Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

- Какие деревья растут на участке детского сада?

Давайте внимательно их рассмотрим:

- чем они схожи, а в чем их отличия?

— Как вы думаете, деревья живые существа или нет?

— Почему?

— Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль?

— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?

- Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)

П/И «Раз, два, три к дереву беги!»

Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

Исследовательская деятельность: Рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.

Рефлексия: Какие деревья растут на участке? Что вы собирали?

Приложение №7

Наблюдение № 2 «Рассматривание березы».

Задачи: углублять и закреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Художественное слово:

БЕРЁЗКА

Снова осень золотая…

Ветер листьями играет,

Улетает птичий караван…

Под окном грустит берёза –

То ли дождик, то ли слёзы -

С голых веток капает вода…

Листья падают с берёзы -

Скоро зимние морозы,

Нужно ей скорее засыпать…

Белый снег на ветки ляжет,

Он её согреет даже,

Но весну берёзка будет ждать…

Беседа:

- Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная).

- Вот наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)

- А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)

- А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги). А так красиво?

- А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)

- Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)

- Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).

- Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они? (все деревья разные, непохожие друг на друга).

Подвижная игра: «Изобрази берёзу».

- А сейчас мы представим, что превратились в берёзок. Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями.

Рефлексия: Ребята вам понравилось? Что? Как узнать дерево? Какой ствол у березы?

Приложение №8 Наблюдение № 3 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».

Задачи: углублять и закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Художественное слово.

Клён

Клён под солнышком купался

И ладошкой умывался.

Осень красная пришла

Все ладошки обожгла.

Дождик пламя потушил,

Ветер ветки подсушил.

Желтые ладошки

К нам летят в окошки.

А. Кулагина

Беседа. Обратить внимание детей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев.

Предложить сравнить между собой несколько клёнов.

- А какие у клёна листья? (Маленькие и большие, в форме звёздочек).

-сравните несколько клёнов между собой: Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга).

- Как надо относиться к клёну и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)

Д/И «Придумай прилагательное к слову КЛЁН».

Рефлексия. Как узнать дерево? Какие у клена листья.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год