Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»
Занятия по Экологии
Автор: Попугай Ирина Ивановна   
17.03.2020 23:18

Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление — гром и молнию.

Задачи:

  1. Развивать познавательные способности детей.
  2. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
  3. Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно — следственные связи.
  4. Тренировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
  5. Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.

Материал: объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов); картинки с изображением живой и неживой природы. Графические рисунки с изображением правил поведения человека по отношению к объектам природы. Лист А3, клей, фломастеры; два воздушных шарика для опыта.

 

Скачать конспект

Предварительная работа: наблюдения, беседы, развивающие игры экологического содержания, чтение художественной и энциклопедической литературы.

Ход

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом.

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.

Воспитатель: Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Воспитатель: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, — это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)

Воспитатель: Природа — это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Воспитатель: Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка — на кита...

(Дети продолжают этот ряд.)

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы их попробуйте отгадать. Еще вам надо определить к какой природе относится.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь. А больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь. А печет.

(Солнце)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Туча)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)

На нем бурый колпачок,

Колпачок-набочок.

Кто в лесу бывает-тот его и знает.

(Белый гриб, боровик)

На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Воспитатель: На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой – неживую природу.

Дети расставляют и объясняют: живая природа — это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну:

Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

Воспитатель: А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)

Воспитатель: Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой?

(Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух!)

Воспитатель: Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.)

Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Воспитатель: Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

(С. Кирсанов)

Дидактическая игра «Угадай правила»

Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в природе.

Дети по-очереди берут карточки-схемы, отвечают, что нельзя делать: разводить костёр в лесу, ломать ветки, разрушать гнёзда, разорять муравейники, ловить насекомых, рвать цветы и т.д.

Воспитатель: Ребята, кто из вас видел интересное природное явление — гром и молнию (грозу). (Ответы детей)

«Гроза»

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

А раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Ф. Тютчев

Воспитатель: Почему бывают грозы? (В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом – остыл.)

- В какое время года чаще бывают грозы? (Чаще летом.)

-Бывают ли грозы в пустынях? (Нет – сухой воздух.)

- Где грозы бывают почти каждый день? (В тропиках, где очень жарко, влажно.)

-Что такое молния? (Электрические разряды.)

-Что такое гром? (На месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом – мы слышим гром.)

Опыт «Гром и молния»

Воспитатель предлагает детям на опыте познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю составить интеллект-карту по теме «Природа» используя наши знания.

Дети выделяют ключевые слова, рисуют ветви и распределяют картинки на листе формата А3.

Воспитатель: Вот такая интеллект-карта у нас получилась. Предлагаю вспомнить, что сегодня вы узнали о природе. Ведь сегодня мы нашли ответы на многие вопросы. Кто готов рассказать о природе с помощью зафиксированной информации – интеллект-карты.

Какая информация о природе для вас была самой интересной… новой?

Литература:

Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год