Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологическое воспитание дошкольников
Занятия по Экологии
Автор: Кононенко Ольга Юрьевна   
15.10.2020 13:56

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.

Экологическая воспитанность дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.

 

Показателем эффективности экологической воспитанности можно назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в улучшении природного окружения своего края. Значительную роль играет взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и окружающей среде, своим отношением к природе, а также своим поведением способен оказывать воздействие на личность ребенка.

На сегодняшний день, каждый педагог должен иметь понятие об экологическом воспитании, несмотря на то, в какой области он специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.

Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно назвать – формирование у ребенка основ экологической культуры – начальных составных личности, которые позволяют в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой и окружающей средой

Одной из частей воспитательного процесса является экологическое воспитание детей дошкольного возраста, которая формирует личность ребенка, мышление, речь, эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Базовые начальные знания о природе и окружающей среде дети могут изучить в ходе экологического воспитания. В процессе экологического воспитания дети дошкольного возраста понимают и осознают причинно – следственные связи в окружающей среде и природе. Дети дошкольного возраста начинают тщательно относиться к живым существам, объектам и организмам.

При экологическом воспитании детей дошкольного возраста главный упор делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых умений в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство детей с рядом животных, растений, уход за ними.

В дошкольных образовательных организациях необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:

  • сформировать в детях дошкольного возраста высоконравственные позитивные качества, которые ориентируют и мотивируют детей придерживать правила в природе и окружающей их среде
  • с помощью природы, у детей дошкольного возраста формируются и прививаются моральные и эстетические чувства
  • детям дошкольного возраста прививаются познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Для того чтобы данные задачи решались, необходимо осуществлять в ДОО воспитательную работу, содержащие интегрированные занятия. В данных занятиях содержатся различные виды деятельности, такие как: игровая, творческая и двигательная. С помощью интегрированных занятий педагоги могут избежать переутомляемости детей дошкольного возраста. Такие занятия помогают заинтересовать детей, с помощью них создаются условия для каждого ребенка по отдельности и целой группой.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • развитие гуманного отношения к природе и окружающей среде (высоконравственное воспитание)
  • развитие системы экологических знаний в природе и окружающей среде (умственное развитие)
  • формирование эстетических и этических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • содействие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы и окружающей среде.

Так, гуманное отношение к природе появляется в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Дети дошкольного возраста должны осознавать и понимать, что они и природа, которая их окружает, неразрывно связаны. Ребенок дошкольного возраста должен не только понимать это неразрывное единство с природой и окружающим миром, но и прочувствовать, это должно стать непосредственно основой гуманного отношения к природе и окружающей среде. Ребенок дошкольного возраста будет относиться к каждому живому существу и организму как самоценному, уникальному, у которого имеется право на жизнь.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры ребенка дошкольного возраста – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).

Таким образом, дошкольный возраст – период детства, в котором происходят психические процессы, появляются новые образования. Психические процессы такие как: внимание, восприятие, память, так же сюда входит возможность управлять своим поведением. Так же меняется представление детей дошкольного возраста и о себе, непосредственно, происходят изменения в их самосознании и самооценке, на что оказывают влияние содержательные и интересные отношения со взрослыми и сверстниками.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год