Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой, как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников».
Занятия по Экологии
Автор: Ленюская А.М., Торутанова С.Е., Шкирдова И.С.   
09.04.2022 11:42

«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой, как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников».«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой, как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников».

Ленюская А.М., Торутанова С.Е., Шкирдова И.С.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 «Аист» г. Ульяновск.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

 Скачать конспект

Знакомство с основами экологии не должно быть скучным, наукообразным. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм взаимодействия с окружающим миром.

Реализация задач экологического воспитания детей возможна только при условии экологической культуры педагога, его готовности осуществлять свою деятельность с использованием новых, интересных подходов и методов. Однако, многие природные явления невозможно воспринимать непосредственно, необходимо «выстроить» в голове ребенка некую абстрактную модель. В этом случае на помощь приходит такой вид творческой деятельности, как макетирование.

Макет — это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

  • Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
  • Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
  • Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
  • Развитие монологической и связной речи.
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Активизация лексического словаря.
  • Формирование навыков сочинительства.
  • Формирование творческих способностей.
  • Воспитание доброжелательности.
  • Умения работать в коллективе.

Требования к макету:

  • Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
  • Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.
  • Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Этапы работы по созданию макета:

  • Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; экспериментирование, виртуальные экскурсии по краеведческим музеям, подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
  • Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и педагогов из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
  • Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывает игровые сюжеты, сочиняет сказки и истории.

В нашей группе были созданы такие макеты как:

  • «Эта удивительная Арктика».
  • «Загадочная Саванна».
  • «Болото».
  • «Природа нашего края».
  • «Ферма». «Морское дно».
  • «Космос».

Родители воспитанников также активно подключались к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, к участию в конкурсах на лучший семейный макет. Результаты совместной деятельности использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

На основе готовых макетов мы проводим экологические занятия, беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, дидактические игры, посвящённые ознакомлению детей с различными природными зонами и явлениями.

Также детям очень интересно просто рассматривать макеты, узнавать знакомые растения, обыгрывать макет, используя разных животных. Таким образов в группе создаётся особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. В процессе создания макетов дети накопили эмоциональные впечатления, овладели техническими навыками работы с материалами, которые можно использовать для макетирования.

Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений, у дошкольников формируется бережное и заботливое отношение к природе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

В заключении хочется напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь ко всему живому.

Макетирование — это занятие интересное и полезное. Дерзайте, творите! Желаем успехов!

Литература:

  1. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 120 с.
  2. Рыжова Н. "Наш дом — природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
  3. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: детство-пресс, 2003. — 319 с.
  4. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год