Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология использования природоохранных акций как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ХМАО — Югры
Занятия по Экологии
Автор: Порубова Наталья Михайловна   
18.04.2022 21:58

Технология использования природоохранных акций как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ХМАО — ЮгрыТехнология использования природоохранных акций как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ХМАО — Югры

Автор: Порубова Наталья Михайловна, воспитатель МАДОУ ДС № 49 «Родничок», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечество, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности.

Динамические изменения в современной жизни, интенсивное освоение природы и многочисленные нарушения природного равновесия стали источником цивилизационных проблем, которые сегодня принято называть экологическими.

 

Особо остро экологические проблемы стоят в северных городах, к которым относится город Нижневартовск ХМАО-Югры. Огромные запасы нефти и газа, бурно идущие процессы их освоения на территории округа, резко возросший уровень жилищно-промышленного строительства, оказывает отрицательное воздействие на природные экологические системы. Ухудшается здоровье населения, проблемы благоустройства северных городов приобретают исключительно важное социальное, экологическое и экономическое значение и требуют комплексного подхода к их решению.

В этих условиях особенно важным становится развитие экологического образования. Наиболее благоприятным периодом для решения экологических образовательных задач является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых.

Дошкольное детство — ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

Целью экологического образования детей является формирования основ экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Основная задача экологического образования – формирование у дошкольников экологического сознания, отношения к живому, которое должно базироваться на его чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники. Содержание формируемых мотивационных основ: положительно-эмоциональное отношение к живому, понимание его самоценности, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него по праву более умного и сильного, стремление защитить.

Новизна: деятельностный подход в экологическом образовании является одним из важнейших принципов. Он формирует познавательные, практические и творческие способности детей, развивает логическое мышление, наблюдательность, самостоятельность, умение проявлять активность в решении поставленных задач. Установлено, что деятельность – основное средство и решающее условие развития личности.

Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения, навыки, это мировоззрение… Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Принцип деятельности в отношениях «ребенок-природа» реализуется в процессе проведения природоохранных акций — одной из эффективных инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые расширяют рамки экологической деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми в социально значимых мероприятиях, направленных на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе с взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей — это делает такую форму работы особенно ценной.

Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

Данная программа направлена на решение задач экологического образования и разработана на основе программы «Экология для малышей Е.В. Гончаровой в рамках внедрения регионального компонента образовательного стандарта «Экология».

Программа составлена с учётом межпредметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса.

«Познавательное развитие» — где дети знакомятся с окружающим миром, природой родного края, климатическими особенностями региона, правилами поведения в природе

«Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения с экологическим содержанием, проводятся экологические праздники.

«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет любовь к природе, с видами и жанрами устного народного творчества: потешками, пословицами, поговорками, сказками, загадками о природе, народными приметами и др.

«Изодеятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания эстетического вкуса (любование природой), развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру.

Цель данной технологии — формирование осознанно-правильного (заботливого, бережного) отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы.

Задачи:

  1. Расширять и углублять представления детей о многообразии животного и растительного мира, сезонных изменениях в природе ХМАО – Югры.
  2. Акцентировать внимание детей на эколого-биологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  3. Формировать социально-активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей в решении экологических проблем и охраны природы.

Решение указанных задач основывается на следующих принципах:

  • Регионализация – применение регионального подхода к образованию позволяет дать сформировать представления дошкольников о зависимости здоровья от состояния окружающей среды, вовлечь их в посильную практическую деятельность в вопросах оздоровления.
  • Гуманизм – идея разумности и гуманности человека, сообщества людей.
  • Непрерывность – формирование устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование практических навыков и умений решать проблемы, связанные с состоянием здоровья.
  • Целостность – формирование у дошкольников целостного понимания сущности здоровья как основной ценности жизни, интеграция знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
  • Научность – можно выделить две группы идей: естественно-научные – освоение знаний, обеспечивающих формирование основ сознания и поведения дошкольников; педагогические – формирование базисных структур личности (сознание, деятельность, отношение).
  • Системность – природа на земле обладает качеством системности. Человек, как и любой другой живой организм, представляется как система с соответствующей структурой и функциями.
  • Преемственность – преемственность между возрастными категориями, а также — в детском саду закладывается фундамента для дальнейшего формирования представлений о здоровье человека и предупреждения заболеваний.
  • Стимулирование активной деятельности – практическая деятельность по укреплению и сохранению здоровья. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в вопросах здорового образа жизни.
  • Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка

Средовой подход, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды в развитии личности ребенка;

  • Природосообразность – воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования: циклические наблюдения, игры, викторины, прием разрешения проблемных ситуаций, труд в природе, провокационные ситуации, беседы, экологическое проектирование.

Формы работы с дошкольниками в процессе проведения природоохранных акций: образовательная деятельность, познавательные минутки, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, выставки детских работ, художественное творчество, развлечения и досуги.

Содержание технологии.

Данная технология представляет собой единую систему взаимосвязанных тем (акций), которые учитывают возрастные особенности детей и раскрывают при этом многообразные связи познавательного развития, нравственно-эстетического воспитания с окружающим миром природы, в котором живет и взрослый человек и ребенок.

Особенностью курса является выделение специального времени на непосредственно образовательную деятельность, направленного на реализацию задач экологического образования.

Программа предусматривает проведение 6 природоохранных акций.

Проводимые в ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например Новый год, День Земли, День птиц и другие.

Основные требования к проведению акций заключаются в следующем:

  • в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск
  • акции – это «игра — всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых
  • обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

Содержание, цели и задачи акций различны, но все они направлены на сохранение объектов природы и оптимизацию взаимоотношения человека и природы.

Данная технология является средством развития творческих способностей, ума, души и сердца ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми по защите природы.

Методика проведения акций. Этапы реализации.

1. Организационный этап

Содержание деятельности: определение темы акции, разработка основных блоков акции, сценариев, проектов, анкет; определение группы организаторов, ведущих.

Используемые формы работы: разделение организаторов по микрогруппам в соответствии с основными блоками акции.

2. Информационно-обучающий

Содержание деятельности: ознакомление со спецификой проведения акций как эффективной формой деятельности; наглядная демонстрация возможностей акции; разработка организации и проведение акции.

Используемые формы работы: родительские клубы, инструктивно-методические совещания, заседания творческих групп

3. Деятельностный (Подготовка необходимого обеспечения акции)

Содержание деятельности: обучающий блок, целью которого является предоставление наиболее полной достоверной информации по тематике акции и демонстрация различных аспектов рассматриваемой проблемы.

Используемые формы работы: социологические опросы, наглядная информационная агитация.

Реализация основных блоков акции

  • Проблемный блок. Постановка и обсуждение проблемных вопросов, включая детей и родителей в позицию активных участников, развитие умений делать разумный выбор.

Используемые формы работы: проведение бесед, тематических занятий, познавательных минуток, наблюдений с целью получения наиболее полной информации по обсуждаемой проблеме. Обсуждение проектов.

  • Демонстрационный блок. Предоставление возможности детям реализовать имеющиеся у них знания и умения, а также продемонстрировать и закрепить у детей имеющийся социально-позитивный опыт, относительно тематики, акции.

Используемые формы работы: театрализованные представления, игры, викторины, конкурсы. Реализация проектов.

  • Итоговый блок. Участниками акции разрабатывается и принимается общее решение, отражающее мнение всех участников акции по возможным путям решения всех проблемных вопросов, обсуждаемых в ходе акции.

Используемые формы работы: организация выставок из природного и бросового материала, выставок – ярмарок, конкурсы плакатов в защиту окружающей среды.

  • Аналитический блок. Анализ акции совместно с участниками; анализ акции группой разработчиков и организаторов; корректировка акции с учетом проведенного анализа.

Используемые формы работы: очные и заочные семинары по обмену опытом

Содержание деятельности: организация консультативного пункта для воспитателей ДОУ города.

Используемые формы работы: блиц – опрос, анкетирование, анализ видеоматериалов и продуктов деятельности, подведение итогов.

Показатели развития детей к концу года.

Старшая группа.

1. Имеет представление:

  • о многообразии растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
  • о среде обитания животных
  • об особенностях сезонных изменений в природе родного края
  • об особенностях жизни растений и животных в разное время года
  • о росте и развитии растений, животных
  • знает о потребностях живых существ (питание, дыхание, влага, тепло);.
  • о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе
  • об экологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

2. Обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы.

3. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе.

4. Обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.

5. Адекватно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней.

6. Выполняет правила поведения в природе, понимает последствие негативного отношения к ней.

Подготовительная к школе группа

1. Знает:

  • о многообразии растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, умеет классифицировать их на определенные группы
  • о среде обитания животных и их роли в природе
  • о росте и развитии растений, животных и их потребностях как живых существ
  • об особенностях сезонных изменений в природе родного края
  • о приспособленности животных к разным временам года
  • о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе.

2. Имеет представление об экологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

3. Ориентируется в правилах поведения в природе, старается их выполнять, понимает последствие негативного отношения к ней.

4. Осознанно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней.

5. Стремится улучшить состояние окружающей среды.

5. Обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы.

6. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе.

7. Обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год