Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологический проект «Юные синоптики»
Занятия по Экологии
Автор: Сибирева Евгения Юрьевна   
23.09.2022 16:58

Экологический проект «Юные синоптики»Экологический проект «Юные синоптики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Дюймовочка» компенсирующего вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию дошкольников «ЮНЫЕ СИНОПТИКИ»

Подготовил: воспитатель Сибирева Е.Ю. 2021-2022 уч. год

Данный проект посвящен проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие воспитанников и взрослых в пространстве метеоплощадки.

Актуальность темы заключается в том, что одним из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования является экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности. Ведь получение новых знаний об окружающем мире, происходящих в нем процессах и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта, развивают внимание, способность концентрироваться, память.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического развития детей дошкольного возраста. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать умение наблюдать и прогнозировать погоду в условиях организации метеостанции на территории ДОУ.

В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Значимость проекта для его участников:

Этот проект значим для всех его участников.

Дети: получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о погодных явлениях и их значении в жизни человека. Развитие умения определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы и наблюдения за живой и неживой природой.

Задачи проекта:

  • сформировать представление о погоде и причинах, влияющих на нее
  • развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения
  • расширить представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира
  • познакомить с измерительными приборами, учить использовать их для определения состояния погоды и ее прогнозирования
  • воспитывать представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе
  • организовать опытно-исследовательскую деятельность детей в пространстве метеоплощадки для систематических наблюдений за погодой.

Методы реализации проекта: проблемно-поисковые, творческие, информационные.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Формы реализации проекта: непосредственная образовательная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, взаимодействие с родителями (консультации, анкетирование, памятки, рекомендации, беседа, совместное изготовление пособий).

Ожидаемый результат проекта:

Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, повышение уровня знаний по экологии у детей, развитие эмоционально – чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры, совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта. формирование активной нравственно – экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).

План – график мероприятий

Предварительный этап.

(15.09.2021-30.09.2021)

Цель: формирование проблемы и цели проекта; мониторинг воспитанников и анкетирование родителей; введение детей в проблемную ситуацию, формирование задач.

Дата

 

1

15.09.21-22.09.21

Предварительный мониторинг знаний детей

2

23.09.21

Аналитическая справка по результатам мониторинга

3

24.09.21-29.09.21

Анкетирование родителей

4

30.09.21

Аналитическая справка по результатам анкетирования

5

15.09.21-30.09.21

Изучение литературы по теме проекта

6

15.09.21-30.09.21

Подготовка материала по теме проекта

 

Предварительный мониторинг экологических знаний детей старшего дошкольного возраста проводился на основе методики О. Соломенниковой. По результатам диагностики сделали следующие выводы: большая часть детей данной группы имеет средний уровень овладения знаниями и умениями в данной области. У детей в основном сформирован познавательный вид отношения к природе, а не природоохранный; имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках, но спрогнозировать взаимосвязь и влияние человека на них они не могут.

В анкетировании родителей приняло участие 16 человек, что составило 94%от списочного состава воспитанников группы.Высокий процент родителей готов к взаимодействию, сотрудничеству с воспитателями и педагогическим коллективом дошкольного учреждения, и остаются не равнодушным к жизнедеятельности детского сада.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:Родители осуществляют экологическое воспитание детей в семье в таких совместных формах деятельности, как: беседы с ребенком, посадка растений или деревьев, наблюдение за природными объектами, чтение художественной литературы природоведческого содержания, просмотр фильмов о природе образовательного содержания.

Родители оценили общий уровень работы дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников.

Проанализировав анкеты, я выяснила, что экологическое воспитание актуально, и необходимо продолжать проводить мероприятия по экологическому воспитанию дошкольников.

Основной этап

(01.10.21-31.05.23)

Цель: формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и причинах, влияющих на нее; привлечение родителей к предстоящей творческой работе; развитие у детей навыков исследовательской деятельности: наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения; разработка; проектирование будущей метеоплощадки на территории ДОУ.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

 

1

Октябрь 2021

Ветер, ветер, ветерок…

 

Тематическая беседа "Что такое ветер".

Консультация «Занимательные опыты с детьми: откуда берется ветер»

Изготовление вертушки – флюгера для наблюдений за ветром во время прогулки на участке ДОУ

 

2

Наблюдение за ветром по облакам и ветровым рукавом.

 

3

Просмотр видеофильма «Почему ветер дует»

 

Помощь в изготовлении совместных поделок «Вертушка - флюгер»

 

4

Опытно –экспериментальная деятельность в лаборатории «Любознайка»

«Ветер - невидимка»

 

5

Опытно –экспериментальная деятельность на прогулке «Ловим ветер»

 

6

Мастер-класс для детей по изготовлению вертушки «Вертушка-флюгер»

 

1

Облака, белогривые лошадки…

 

Ноябрь 2021

Образовательная деятельность «В мире облаков»

Памятка для родителей «Наблюдаем за облаками с детьми в вечернее время»

Изготовление рамки – определителя для наблюдений за облаками на участке ДОУ «Ловец облаков»

 

2

Опытно –экспериментальная деятельность в лаборатории «Любознайка» «Облако в банке»

Изготовление демонстрационного материала «Виды облаков»

 

Помощь в изготовлении рамки-определителя для наблюдений за облаками на участке ДОУ «Ловец облаков»

 

3

Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями облаков с рамкой –определителем «Ловец облаков»

 

4

Аппликация «Облачные фантазии»

 
 

Атмосферные осадки

 

1

Декабрь 2021

Тематическая беседа «Какие бывают осадки»

Рекомендации для родителей «Как следить за осадками вместе с ребенком»

Изготовление лэпбука «Погода. Осадки»

 

2

 

Опытно –экспериментальная деятельность в лаборатории «Любознайка» «Осадки»

Помощь в изготовлении лэпбука «Погода. Осадки»

 

3

 

Опытно –экспериментальная деятельность на прогулке «Удивительный снег»

 

4

 

Наблюдение за осадками и снежным покровом в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

 

5

 

Просмотр видеофильма «Туман и облака. Осадки»

 

6

 

Измерение снежного покрова с помощью самостоятельно изготовленной снегомерной рейки

 
 

Удивительные метеорологические приборы

 

1

Январь – февраль

2022

Занятие-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами»

Рекомендации родителям «Как сделать домашнюю метеостанцию своими руками»

Приобретение термометра для измерения температуры воздуха

 

2

Опытно –экспериментальная деятельность в лаборатории «Любознайка» «Как работает термометр» с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии»

Изготовление демонстрационного материала «Метеорологические приборы»

 

3

Занятие «Знакомство с термометром для измерения температуры воздуха»

 

4

Мастер – класс для дошкольников по изготовлению бумажного термометра

«Термометр своими руками»

 

5

Март 2022

Ведение дневника наблюдений за осадками

 
 

Отчет реализации проекта «Юные синоптики»

 

1

Март 2022

Итоговый мониторинг знаний детей

 

2

Проектирование метеоплощадки

 

     Итоговый мониторинг экологических знаний детей старшего дошкольного возраста показал, что уровень знаний детей повысился. У детей сформировались элементарные представления о погоде, погодных явлениях, причинах, влияющих на нее; и их значении в жизни человека; развиваются навыки исследовательской деятельности. В процессе реализации проекта дети получали удовольствие от общения с природой, наблюдений за ее жизнью. Обобщив все знания, приобретенный опыт и исходя из этого можно примерно спроектировать будущую метеоплощадку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год