Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по экологическому воспитанию с элементами поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе «В гостях у гнома Весельчака» (по маршруту экологической тропы)
Занятия по Экологии
Автор: Бондаренко Галина Петровна   
24.09.2022 16:55

Конспект НОД по экологическому воспитанию с элементами поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе «В гостях у гнома Весельчака» (по маршруту экологической тропы)Конспект НОД по экологическому воспитанию с элементами поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе «В гостях у гнома Весельчака» (по маршруту экологической тропы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №8 "Василек" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Подготовила воспитатель МБДОУ №8 «Василек» Бондаренко Г. П. Симферополь 2022 г.

Цель: Формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 

Задачи: — обучающие: знакомить детей с экологическими объектами ближайшего окружения внутри здания детского сада; выделить основные условия жизни объектов, установить связи между основными условиями среды обитания и некоторыми потребностями растений и животных; познакомить с основными свойствами и качествами объектов (живых и неживых).

Развивающие: развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, развивать речь детей, подбирать определения к слову; развивать любознательность, фантазию, творческий потенциал через восприятие эстетической ценности объектов природы.

Воспитательные: воспитывать у детей потребность в общении с природными объектами, развивать любовь к родной природе, воспитывать бережное, доброе, милосердное и ответственное отношение к природным объектам, желание не только любоваться, но и охранять самую малую частичку природы.

Предварительная работа:

  • Беседы о комнатных растениях
  • Составления схемы ухода за комнатными растениями
  • Рассматривания картин о загрязнении природы, обсуждение
  • Чтения рассказов о природе
  • Знакомство с пряными растениями
  • Беседы о лекарственных растениях, их пользе
  • Долгосрочный проект «Создание теплицы»
  • Д/и «Угадай по описанию»
  • Подбор материала для экспериментальной деятельности с маслом.

Ход занятия:

У входа в зимний сад стоит указатель «Владения Гнома Весельчака».

Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад я услышала удивительную историю про Гнома Весельчака и его загадочный мир. И знаете, оказывается, он живет в нашем детском саду. Я предлагаю вам отправиться в гости к Гному.

(Воспитатель и дети идут к указателю, их встречает гном)

Гном: Здравствуйте дети, я очень рад вас видеть. И я приглашаю вас в мой сказочный растительный мир, но прежде чем пригласить вас я должен убедиться, что вы не навредите моим обитателям и растениям. Знаете ли вы правила поведения в зимнем саду?

(Гном показывает карточки, а дети объясняют правило поведения).

Ответы детей: В зимнем саду нельзя шуметь

Ответы детей: Нельзя рвать цветы и ломать ветки растений.

Ответы детей: Нельзя

мусорить

Гном. Молодцы, вы помните правила, и мы можем отправляться в мой сказочный растительный мир.

Воспитатель. Спасибо за приглашение. Наши дети будут придерживаться всех правил поведения в зимнем саду. Весельчак скажи, а ты отправишься с нами?

Гном. Я бы с удовольствием отправился с вами по своим сказочным владениям, но у него очень много дел на станции «Комнатные растения», поэтому я проведу вас на первую станцию, а дальше вы отправитесь сами. Я для вас приготовил карту-схему маршрута сказочного растительного мира.

(Дети рассматривают схему остановок).

Первая станция «Комнатные растения»

Воспитатель. Как вы заметили, все растения, окружающие гнома Весельчака, это растения, которые круглый год находятся в помещении. Как называют такие растения?

Ответы детей: Комнатные

Воспитатель. Почему они называются комнатные?

Ответы детей:

Гном. Многие из этих растений вы знаете. Некоторые встречаются у вас в группе. Назовите знакомые вам комнатные растения.

Ответы детей: (дети показывают окружающие их растения и называют их) фикус, фиалка, бегония.

Гном. А знаете ли вы, что раньше принося комнатное растение в дом, люди верили, что:

  • фикус приносит удачу
  • фиалка укрепляет семью
  • папоротник (или аспарагус) очищает дом от злых духов
  • алоэ защищает ваш дом от плохих людей.

Воспитатель. Но есть цветок, который попал к гному Весельчаку прямо с грядки. Это цветок чувствует себя одинаково хорошо, как на улице, так и на подоконнике в группе. И сейчас настало холодное время года, и чтобы цветок не пропал, Весельчак решил пересадить его в помещение. Отгадайте, что же это за цветок?

Мой цветок бывает разным -

Белым, розовым и красным.

Шапки крупные соцветий

Знают взрослые и дети.

А еще меня все тут,

«Журавлиный нос» зовут. (герань)

Воспитатель: Правильно, это герань. Как вы думаете, за что герань прозвали «Журавлиным носом»?

Ответы детей:

Гном. Слово «герань» или «пеларгония» означает «журавль». А еще семена герани немного похожи на журавлиный клюв, (показывает семена на картинке) в простонародии «журавлиный нос».

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Весельчаку посадить рассаду герани, чтобы цветок не погиб. Для этого нам понадобятся горшочки и инструменты.

(Дети надевают фартушки, проговаривают правила посадки растений — перед ними схема посадки растений).

Воспитатель. Ребята, пока мы высаживаем герань, расскажите гному все, что вы о ней знаете.

Ребенок 1: Герань бывает разных цветов: розовая, красная, оранжевая, белая.

Ребенок 2: Она легко размножается черенками. И цветет она долго крупными, яркими соцветиями.

Ребенок 3: Ее цветки наполняют комнату ароматом, который не только отпугивает вредителей, но и приносит спокойствие и удовлетворение.

Ребенок 4: Из герани делают эфирное масло, с помощью которого лечат многие заболевания.

Гном. Я удивлён, что вы так много знаете о герани. Но мне пора. У меня еще очень много дел на станции, встретимся с вами на обратном пути. Удачи.

Воспитатель: Оглянитесь, во владении Весельчака очень много цветов и каждый цветок требует внимание к себе. Посмотрите на этот цветок, мы уже знакомы с ним. Что это за цветок?

Ответы детей: Фикус

Воспитатель. Некоторые листья этого цветка выглядят не здоровыми. Странно, ведь цветок полит и в горшке сырая земля. Почему же он болеет?

Ребенок 1. Скорее всего, Гном Весельчак налил очень много воды.

Ребенок 2. И теперь корням этого растения трудно дышать.

Воспитатель. Что же делать?

Ребенок 3. (берет инструмент): Его надо прорыхлить, чтобы к корню подступал воздух.

Воспитатель. (Помогая ребенку) Правильно. Ребята скажите, а кто в природе помогает растениям дышать?

Ребенок 4. Это земляные червячки, они роют в земле себе ходы, рыхлят и перерабатывают землю, обогащая ее воздухом.

Воспитатель. Вот мы и помогли Гному Весельчаку в его не легкой работе с растениями. Пройдет немного времени, и все листочки станут опять здоровыми и зелеными. Ну, а нам пора двигаться дальше.

И следующая станция «Огород».

Воспитатель. Ребята, смотрите, наш гном разбил маленькую тепличку, разделил грядки для будущего огорода. В теплице он уже посеял некоторые растения. Что мы там видим?

Ответы детей: (дети рассматривают огород и судя по картинкам на грядках, перечисляют растения). Наш гном посадил овощи: огурцы и помидоры.

Воспитатель. А зачем он накрыл их пленкой?

Ответы детей: Чтобы быстрее появились всходы, а потом и урожай.

Воспитатель. Правильно, накрывают пленкой, для того, чтобы устроить парник. В нем тепло и влажно, семена прорастают быстро.

Ребенок. А еще он посеял укроп и петрушку.

Ребенок. Это полезные растения, они очень ароматные.

Воспитатель. Эти растения относятся к пряным. Такие растения накапливают в своих частях ароматические вещества, они очень сильно пахнут и некоторые из них острые на вкус. Эти части растения добавляют в еду, для особого аромата и вкуса.

Воспитатель. Давайте же и мы поможем гному посеять растения. Вот у меня есть семена Бархатцев. Посеем их возле укропа и петрушки?

Ребенок: Галина Петровна, зачем же Весельчаку среди овощей и зелени Бархатцы?

Ребенок: Это же цветы, и они должны расти на клумбах.

Воспитатель. Мы привыкли видеть бархатцы только на клумбах. А знаете ли вы, что бархатцы не только красивы, но и съедобны. На Кавказе их используют, как приправу, кладут, например, в суп Харчо. Значит бархатцы — это тоже пряное растение.

(Воспитатель вместе с детьми сеет грядку)

Воспитатель. Вот и получилась у Гнома огородно-декоративная грядка. Ну, что же, нам пора отправляться дальше.

И следующая остановка «Экспериментальная».

Воспитатель. Мы с вами попали в лабораторию Весельчака. Давайте посмотрим, что в ней находится. На самом видном месте стоит «Книга жалоб природы» в ней природа посылает сигналы помощи. Гном ежедневно рассматривает страницы книги жалоб, и как только в ней появляется новая страница, он пытается оказать помощь природе.

Давайте же рассмотрим, какая страница появилась в книге.

Воспитатель. Что тут изображено? Скажите, пожалуйста, смогут ли жить люди, животные, растения без воды? Сможем ли мы жить и пользоваться загрязненной водой?

Ответы детей:

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео фильм о глобальном загрязнении воды в природе и последствиях, к которым оно может привести.

Видеоролик

Воспитатель. Последствия от разлива нефти масштабные и ужасающие. Множество живых организмов погибает в результате этой экологической катастрофы. Люди пытаются устранить последствия подобных загрязнений. Давайте и мы с вами попытаемся найти способы отчистки воды от нефти, только в своих экспериментах заменим нефть растительным маслом, т.к. нефть по свойствам очень похожа на него.

Опыт 1. «Имитация разлива нефти»

В емкость я налила воду (не доливая до края 2 см) и добавила растительное масло. Что произошло с маслом? (ответы детей: масло растеклось по поверхности воды тонкой пленкой, точно такой же, какую образует в природе разлившаяся нефть).

Опыт 2. «Влияние разлившийся нефти на животных»

У всех птиц есть оперение. Воспитатель просит ребенка взять перо и провести им по масляному пятну. Что произошло с пером? (ответы детей: красивое, пушистое перо потеряло форму).

Воспитатель (подытоживает). Нефть разрушает перья, и они больше не защищают кожу от охлаждения. Смогут ли после этого птицы летать и плавать? (ответы детей).

Опыт 3. «Очистка воды от «разлитой» нефти»

Воспитатель. Давайте попробуем вычерпать масло ложкой (дети пробуют). Можно ли так очистить воду? (ответ: это сделать сложно). Почему?

(ответ: масло вытекает с ложки и снова выливается в воду, таким образом не возможно очистить воду полностью).

Воспитатель. Мы знаем, что моющее средство растворяет жиры. Давайте нальем каплю моющего на масло. Что произошло с маслом? (ответы: моющее прошло сквозь маслянистое пятно и опустилось на дно.

Воспитатель. Давайте попробуем соединить моющее с маслом (дети размешивают). Что случилось с масляным пятном? (ответы: моющее средство разбило маслянистое пятно на мелкие масляные кружочки, но не уничтожило его).

Воспитатель. Есть еще один способ — мы можем насыпать на маслянистое пятно порошок активированного угля (насыпают). Что произошло? (ответ: масло приклеилось к угольным частицам.

Воспитатель. Давайте теперь снимем пленку (ответ: с помощью этого способа получается очистить воду).

Воспитатель (интригующе). А есть еще один, более сложный способ очистки воды от масла — расплавленный парафин! (показывает свечу). Давайте расплавим ее на огне. Этот эксперимент надо проводить в присутствие взрослых. Выливаем расплавленный парафин на масляное пятно. Посмотрите он остывает в воде и захватывает его. А твердую массу легко собрать ложкой (дети делают вывод: этот способ тоже хорошо очищает воду).

Воспитатель. Вспомните, проведенные нами опыты и скажите, легко ли убрать нефть из воды (ответы детей).

Воспитатель. Вот поэтому нам нужно быть внимательными к окружающей среде, беречь и охранять природу.

Воспитатель. Наше путешествие подходит к концу и впереди нас ждет самая вкусная, полезная и ароматная станция «Фито аптека». В ней собрано наше крымское разнотравье, которое позволяет быть нам бодрыми и здоровыми. А именно растения, которые растут на территории нашего сада. Это лекарственные растения. Давайте посмотрим, какие растения собрал Весельчак.

Игра «Волшебный мешочек» Дети достают из мешочка подушечку с лекарственным растением, нюхают, называют название, показывают в травы в баночке и кратко описывают их лекарственные свойства.

Ребенок. Ромашка. (Краткое описание растения. Изображение и для чего используют).

Ребенок. Мята. Краткое описание растения. Изображение и для чего используют).

Ребенок. Шиповник.

Воспитатель. Гном Весельчак заварил вам лечебный отвар из шиповника. (Пока дети пьют воспитатель рассказывает о шиповнике) Ведь шиповник – абсолютный "рекордсмен" по количеству витамина С (аскорбиновой кислоты). Всего несколько сушеных ягод шиповника и организму хватит "аскорбинки" на целые сутки.

А вот ещё один интересный факт! Сушёный шиповник намного дороже свежего, потому что в нём почти вдвое больше полезных веществ.

Воспитатель. Ну, что нам пора возвращаться.

Большое спасибо тебе, Весельчак, за теплый прием, полезное и увлекательное путешествие. Нам у тебя очень понравилось, мы обязательно сюда еще вернемся.

Гном. Ребята, вам понравилось? А можете ли вы расположить станции на маршруте, и рассказать, что нового и интересного вы узнали на них.

(Ребенок подходит к мольберту, выбирает станцию, размещает ее на маршруте и рассказывает об интересных фактах).

Воспитатель. Большое спасибо тебе, Весельчак, за теплый прием, полезное и увлекательное путешествие. Нам у тебя очень понравилось, мы обязательно сюда еще вернемся.

Гном. Обязательно возвращайтесь, ведь вы еще много не видели. Приходите весной, и вы сможете встретиться с животным миром и в полной мере насладиться растительным миром на нашей территории детского сада. А мне пора, несмотря на то что скоро зима, у меня еще очень много дел.

Фотоотчет с занятия: «В гости к гному Весельчаку!»

Посадка цветов.

Сеем семена цветов.

Эксперименты.

Знакомство с лекарственными растениями.

Фото к статье

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год