Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Предметно-игровая среда, как средство формирования основ экологической культуры в процессе реализации программы воспитания.
Занятия по Экологии
Автор: Короткова Екатерина Вячеславовна   
05.10.2022 08:45

Предметно-игровая среда, как средство формирования основ экологической культуры в процессе реализации программы воспитания.Предметно-игровая среда, как средство формирования основ экологической культуры в процессе реализации программы воспитания.

Мир природы таит в себе большие возможности для формирования у детей не только экологических знаний, но и эмоционально-ценностного отношения к живому, желания созидать, а не разрушать. Мы предположили, что включение в предметно-игровую среду дошкольников игровых пособий и атрибутов для организации творческих игр с экологическим содержанием будет способствовать эффективному формированию у детей основ экологической культуры. В контексте задач, предметно-игровая среда рассматривается нами как составляющая воспитывающей среды. Особенность подходов к её организации заключается в предоставленной детям возможности выбирать экологическую игру по своему желанию, непосредственно участвовать в создании и обновлении игрового материала, а также использовать при необходимости в процессе игры материалы для исследовательской деятельности, например, наборы для экспериментирования, семена фасоли и т.д.

 

Для уточнения представлений детей о влиянии окружающей среды на жизнь и рост растений, а также дополнения этих знаний новыми интересными фактами нами был изготовлен лэпбук по теме «Приключения в стране Огородия». Каждый разворот пособия оформлен конвертами, и держателями для размещения разнообразного игрового материала.

Готовый материал подобран таким образом, чтобы стимулировать развёртывание игрового сюжета о событиях, которые происходят в стране Огородии. Например, мотивацией к игре являются зашифрованные письма в виде рисунков, кроссвордов, загадок. Игровые задачи решаются с помощью персонажей для обыгрывания – Чиполлино, сеньора Помидора, Редиски и других «жителей» Огородии, выполненных в виде силуэтов на держателях.

В ходе игры предусмотрены ситуации, когда детям необходимо самим изготовить игровой материал, чтобы продолжить сюжетную линию. Самостоятельное изготовление игрового материала способствует становлению у детей умений аргументировать свою точку зрения, обсуждать совместный план действий, договариваться о способах решения игровых задач.

Нами также разработано игровое пособие «Волшебный круг», которое включает комплект разнообразных игровых полей. На основе игрового поля-круга с помощью сюжетных и предметных картинок на липучках организуются разные дидактические игры с экологическим содержанием, например, «Найди похожее», «Зелёные карты», «Лесник», «Угадай по описанию», «В зимней столовой», «Что за птица», «Чей хвост», «Корзины с овощами» и др.

Источником экологического воспитания в нашей группе также являются игры с макетом, которые позволяют трансформировать в творческую игру уже имеющиеся у старших дошкольников экологические знания, например: источником ряда игр на основе макета «Огород» является опытническая деятельность. Вся наполняемость к данному макету съёмная, что дает возможность детям самостоятельно моделировать игровое пространство, дополняя его новым предметным материалом и предметами-заместителями. Организация игр с экологическим содержанием на основе макета способствует закреплению у детей представлений о мире природы, активизации познавательных процессов и творчества.

Так макет «Метеостанция» дети сначала использовали только в качестве игрового атрибута в сюжетно-ролевой игре «Золушка». Дети «посещали» метеостанцию, чтобы определить погодные условия и выбрать для Золушки подходящий наряд. Таким образом, мы видим, что использование игровых макетов позволяет педагогам реализовать воспитательный потенциал предметно-игровой среды, а детям помогает воплотить широкий спектр игровых замыслов.

Для реализации регионального компонента программы воспитания по формированию у детей интереса и гуманного отношения к природе родного края нами был разработан сценарий игры – путешествия «Страна лесных сказок». Для оформления игры был подобран разнообразный иллюстративный материал, фотографии пейзажей, репродукции картин природы Северного Кавказа.

Также для организации игры были изготовлены нетрадиционные игровые атрибуты — настенное игровое панно и книга-путеводитель. Игровое панно, выполненное в виде объемной предметной картины, изначально применялось в качестве сюрприза для мотивации детей к игре. Чтобы подготовить детей к работе с панно были организованы интерактивные игры с изображением разных сред обитания, которые нужно было заселить соответствующими растениями и животными. В дальнейшем дети дополнили панно новыми элементами и таким образом смогли применить своё умение самостоятельно изменять игровое пространство на каждом новом этапе путешествия.

Самодельный путеводитель по стране лесных сказок выполнен из съемных, взаимозаменяемых деталей и поэтому мы наделили его функцией волшебного предмета, с помощью которого дети — путешественники изучали правила поведения в природе.

Применение представленных материалов в практической деятельности позволило сделать следующие выводы: предметно-игровая среда для организации игр с экологическим содержанием способствует эффективному формированию у дошкольников:

  • знаний о природе и правил поведения в природе
  • умений применять полученные знания в реальной жизни, в своем поведении, в разных видах детской деятельности.
  • потребности непосредственно участвовать в преобразовании окружающей среды.

Короткова Екатерина Вячеславовна воспитатель

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №179»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год