Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Деревья» Экологический проект
Занятия по Экологии
Автор: Строкина Ольга Анатольевна   
04.10.2022 11:59

«Деревья» Экологический проект«Деревья» Экологический проект

ГБОУ Школа Перспектива, педагог-психолог Строкина О.А.

Задачи

Обучающие:

  • формировать у детей представление о деревьях;
  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг;
  • любознательность, наблюдательность фантазию;

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять, приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений; развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Предварительная работа

  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение произведений русских классиков
  • Сбор листьев и семян клена
  • Экскурсия по территории детского сада

Цель направления деятельности проекта- исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе

Краткое содержание проекта

В рамках биологической экологии:

  • Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.
  • Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.

В рамках прикладной экологии:

  • Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
  • Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

Совершенствование экологической среды группы:

  • Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
  • Организация выставки совместных работ родителей и детей.

Исследовательская деятельность

1. Знакомство с деревьями:

  • для чего деревьям листья, корни, ствол, кора;
  • какой высоты дерево;
  • какова ширина дерева;
  • есть ли у дерева семья;
  • есть ли у дерева «детки»;
  • растут ли такие деревья в городе ещё;

2. Изучаем листья и крону:

  • наблюдение за тенью дерева, ее движением;
  • исследование листьев;
  • исследование почек.

3. Изучаем кору и ствол:

  • чем покрыт ствол;
  • что такое кора, для чего служит, какая она;
  • чем пахнет в разное время года кора, ствол (сухую погоду, после дождя..);
  • есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;

4. Изучаем цветки (соцветия):

  • время появления первых цветков;
  • как растут цветки на дереве, хорошо ли заметны на дереве;

5. Изучаем корни:

  • что держит дерево в земле;

6. Изучаем плоды и семена:

  • какие они, кто их разносит;
  • для чего они нужны.

7. Изучаем животных, связанных с деревом:

  • какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);

8. Изучаем почву:

  • куда опадают листья осенью, что с ними происходит вес
  • есть ли вода в почве под деревом;

9. Изучаем снег, иней, дождь:

  • хорошо ли дерево спасает человека от дождя;
  • значение осадков для дерева;
  • бывает ли на деревьях роса;

Художественная литература

  • Пословицы и поговорки о деревьях.
  • Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
  • Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе.
  • Песенка «Ой, в зеленом бору…»
  • И.Токмакова «Сосны», А.Прокофьев «Березка», Н.Некрасов «Зеленый шум», В.Зотов «Лиственница», М.Пришвин «Осинкам холодно», «Дуб», «Береза»,
  • А.Твардовский «Лес осенью», В.Бианки «Лес зимой», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», М.Михайлов «Лесные хоромы», Ю.Дмитриев «Что такое лес?». Сказка «Ивовый росток» (японская).
  • А.Лопатина «Рассказы о деревьях и цветах»
  • «Прогулки по лесу» — познавательные рассказы о природе,
  • В. Кастрючин «Сказки лесной полянки».
  • Заучивание стихотворений о деревьях и лесе.

Игровая деятельность

  • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес»
  • Настольно – печатные игры:

«Как зовут тебя, деревце?»; «Что растет в лесу?»; «Четвертый лишний»;

  • Дидактические игры:

- «Найди дерево по описанию»; «С чьей ветки детки?»; «Что такое хорошо и что такое плохо»

  • Подвижные игры на площадке, в лесу, в парке:

«Найди такой же лист»,

«Кто быстрее найдет клен, ель, дуб, березу»,

«Найди пару»;

«К дереву беги..»

  • Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Социальное развитие

  • Тематические занятия по теме «Дерево», «Лес».
  • Рассматривание иллюстративного материала по теме.
  • Составление альбома «Мое любимое дерево» со стихами, загадками, рисунками, фотографиями.
  • Составление описательных рассказов по теме «Мое дерево».
  • Создание плакатов по охране деревьев.

Труд

  • Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
  • Подкормка птиц.
  • Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.
  • Помощь дворнику в уборке листьев на участке.
  • Уборка прошлогодних листьев и травы на участке.
  • Уборка сломанных веток на участке.
  • Побелка ствола клена и других деревьев.
  • Окапывание деревьев снегом.
  • Подбор художественной литературы о клене.
  • Изготовление панно из кленовых листьев.
  • Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет о клене.
  • Подбор загадок, пословиц, поговорок о клене.
  • Сочинение сказок о дереве «Мой Кленок»
  • Фотографирование любимого дерева.
  • Аппликация:

Изобразительная деятельность: «Дерево», «Осенний ковер», «Мое любимое дерево».

Составление сюжетов по теме «Дерево» (мозаика).

  • Рисование: «Кленовое дерево», Нетрадиционное рисование оттиском кленового листа
  • Лепка: «Листики», «Осеннее дерево»

Социальное развитие

  • Тематические занятия по теме «Дерево», «Лес».
  • Рассматривание иллюстративного материала по теме.
  • Составление описательных рассказов по теме «Мое дерево».

Познавательное развитие

  • Классификация «Лиственные, хвойные деревья».
  • Занятия: цикл занятий – наблюдений по проекту «Наше дерево — Кленок», «В гости к деревьям», «Деревья твоего двора», «Рассматривание семян различных деревьев»,
  • Беседы: «Что нужно нашему дереву?», «Для чего дереву нужны листья?», «Сравнение деревьев и кустарников».
  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни дерева.
  • Наблюдение за деревом в разную погоду.
  • Изготовление гербария (листьев деревьев детсада).
  • Рассматривание картин из серии «Лес»: «Березовая роща», «Сосновый бор», «Ельник», «Дубовая роща»; И.Грабарь «Осенний лес», И.Левитан «Осень», «Золотая осень», И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща».

Развитие речи

  • Составление описательных рассказов о дереве.
  • Дидактическая игра «Кто больше?», «Словесный сад».
  • Разгадывание загадокМатематика: сравнение деревьев по высоте, ширине.
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
  • Составление и решение задач на сложение и вычитание. Речевые логические задачи «Ситцевый лес», «Почему деревья белые?», «Что за дерево такое?».

Список литературы

  1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1933г.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
  3. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978г.
  4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003г.
  5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004г.
  6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» — 2003г.
  7. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» — 2004г.
  8. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: Детство-пресс, 2003г.
  9. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.
  10. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» — 2005г.
  11. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» — 2002г.
  12. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 1999 г.
  13. Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005г. N 7.
  14. Рыжова Н. "Наш дом — природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998г. N 7.
  15. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998г. N 7.
  16. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002г. N 3.
  17. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка — Пресс, 2002г.
  18. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005г.
  19. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993г.
  20. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Москва «Мозаика — Синтез".
  21. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004г, N 7.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год