Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры.
Занятия по Экологии
Автор: Цветкова Кристина Юрьевна   
19.04.2023 19:49

Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игрыРазвитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры

Цветкова К.Ю. – воспитатель МБОУ «ЦО № 41», г.Тула.

Аннотация:

Одной их актуальных проблем в современной системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста является, воспитание экологической культуры у подрастающего поколения.

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Именно поэтому, экологическое воспитание необходимо начинать с раннего дошкольного возраста, так как в данный период полученные познания имеют все шансы в будущем преобразоваться в стойкие убеждения.

 

Ключевые слова

Экологическое воспитание, дидактическая игра.

Для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста значимым направлением является воспитание экологической культуры. Рассматривая непростую экологическую обстановку в нашей стране, можно сделать вывод о необходимости экологического воспитания дошкольников в детском саду. Для того чтобы данный процесс проходил интересно и познавательно, разумно применять игры, как способ развития экологических знаний у детей.

Игра – основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Игра, понятие многозначное. Под ним понимают развлечение занятие, потеху, забаву, отдых, упражнение, соревнование, в ходе каковых прививается правильное отношение детей к взрослым, отношение ребенка к самому себе.

Как указывают С. А. Рубенштейн, А.С. Выготский, Д.П. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Взрослые применяют игру при обучении и воспитании детей с целью научить их разнообразным действиям с предметами, приемам и средствам общения. В процессе игровой деятельности ребенок формируется как личность, у него развиваются те стороны психики, от каковых в дальнейшем будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его взаимоотношения с окружающими. К примеру, в игре развивается такая, особенность личности ребенка, как саморегулирование действий с учетом задач общественной деятельности.

Из числа разнообразных игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Основной целью каждой дидактической игры считается обучение. Следовательно главным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая спрятана от ребёнка игровой.

Существенным компонентом дидактической игры являются правила. Следование правилам игры гарантирует реализацию игрового содержания. Выполнение правил выступает незаменимым условием решения игровой и дидактической задачи.

Цель данной работы: развитие у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится в детстве; обогащать игровой опыт ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Объект исследования – процесс использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровые обучающие ситуации, как средство экологического воспитания детей.

Из выше поставленной цели, объекта и предмета вытекают следующие задачи:

  1. Анализ литературы по теме исследования, с целью выявления психолого-педагогической основы содержания экологического воспитания;
  2. Определить значение игры в процессе экологического воспитания;
  3. Разработать и апробировать методику использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании.

Для развития личности каждого дошкольника, дидактические игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Такой подход позволяет углублять и закреплять знания о живой и неживой природе. Для осуществления игровых ситуаций отбираются игрушки, разнообразный природный материал, готовые настольно-печатные игры.

Дидактические игры для экологического воспитания дошкольников разделяются на три группы, учитывая поставленные задачи.

  1. Дидактические игры для обогащения экологических представлений.
  2. Дидактические игры для восприятия эмоционально-ценностного отношения к природе.
  3. Дидактические игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности.

Такой подход к экологическому воспитанию дошкольников учит детей заботиться о растениях, животных которые окружают детей. Главная цель данных игр, заключается в том чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Список литературы:

  1. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005
  2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. И.: Сфера, 2005
  3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992
  4. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М., 1998
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год