Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Занятия по Экологии
Автор: Корнильева Оксана Викторовна Голдаева Надежда Сергеевна Курило Оксана Анатольевна Суслова Татьяна Владимировна Сумина Наталья Александровна Грязнова Ирина Ринатовна Давыденко Надежда Васильевна   
30.08.2023 19:22

ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мы думаем, вы согласитесь с тем, что в наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания.

Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Психологи отмечают, что первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %.На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

 

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста, на наш взгляд, являются:

Природоохранные акции — это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры).

Природоохранные акции – это ценностно-ориентированный метод, дающий ребенку раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности.

Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Не для кого не секрет, что выполнение любой деятельности объединяет детей и взрослых. И непременное условие каждого Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Так как акция — это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические, что делает её особенно ценной. Природоохранные акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога.

Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды;

  • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности
  • в акции включены все члены педагогического процесса: педагоги, дети, и их родители
  • данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности

- природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Проанализировав научные подходы Николаевой С.Н. к использованию природоохранных акций как формы экологического воспитания детей, мы выработали свой собственный взгляд по данному вопросу, определили ее структуру и содержание.

Каждое дело — творчески, каждое дело — с пользой! А, иначе, зачем?

Необходимым условием успешности акций является соблюдение определенных требований:

  • в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск
  • акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых

Обязательные составляющее акции:

  • детская самостоятельность (при поддержке взрослых)

- сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

Нами определена структура природоохранных акций, которая включает в себя следующие компоненты:

  1. Подготовительный — направлен на погружение детей в проблему темы данной акции, с дальнейшим обозначением комплекса мероприятий и прогнозированием практической деятельности природоохранного характера.
  2. Познавательно-исследовательский — направлен на формирование у детей умений определять простые экологические проблемы и находить способы их решения путем использования исследовательских методов и приемов.
  3. Практический — направлен на формирование умений и навыков природоохранной деятельности детей, применение основ экологических знаний в природоохранной деятельности, соблюдение правил поведения в природе.
  4. Пропагандический- направлен на пропаганду экологических знаний, на воспитание устойчивого, эмоционально

На подготовительном этапе используются разные формы и методы работы с детьми: беседы-рассуждения, моделирование определенных экологических ситуаций с последующим их решением, экскурсии, наблюдения и т.д. В процессе взаимодействия с педагогами и сверстниками дети приходят к осознанию того, чтобы сохранить природу надо совершать природоохранную деятельность и привлекать к этому других.

Необходимо также отметить, что темы разных форм деятельности обсуждаются с детьми на основе календаря знаменательных событий, определяются ими самостоятельно, в соответствии с их желаниями и уровнем развития, что создает положительную мотивацию к действию.

При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Хочется отметить, что в процессе подготовки и проведения акций, дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически, а не только вербально, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей — это делает такую форму работы особенно ценной.

Акции у нас проходят под девизом «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»

Необходимым атрибутом наглядной агитацией являются: листовки, буклеты, памятки, плакаты. Тематика их разнообразна и всегда совпадает с яркими событиями сезонов, приурочена к знаменательным событиям.

Традиционными для нашего учреждения стали акции:

«Посади дерево и сохрани его» в рамках единого дня посадки деревьев.

Для личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные, красивые, всегда цветущие клумбы, деревья, воспитанники получают не только положительные эмоции, но и учится оберегать красоту, создавать её своими руками. Надеемся, призыв нашей акции запомнит каждый родитель и ребенок: «Сажая деревья, мы создаем традицию добра!»

«Каждой пичужке — своя избушка», «Столовая для пернатых»

Акция проводилась в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. В рамках проведения акции организовано экологической исследование «Птицы нашего края», в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края. Во взаимодействии с родителями изготовлено и развешано 10 скворечников, 15 кормушек. В ходе акции ребята сделали вывод: все вместе они делают хорошее дело — помогают выжить птицам в самое трудное время года!

«Сохраним елочку»

Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Призыв акции: «Сохраним живые насаждения!»

В рамках акции «День Земли» проходят интересные мероприятия: КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера. Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру.

На протяжении 3-х лет в нашем детском саду проходит акция «Сохраним первоцвет», цель которой: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме сохранения раннецветущих растений родного края и их охране, воспитывать у детей чувство любви к природе.

Акция ”Всероссийский экологический субботник “Зеленая Россия! ” способствует развитию экологической культуры и бережного отношения к природе. Данная акция организуется во взаимодействии с родителями. В чем значимость этих дел, спросите вы? Дошкольникам очень важна и интересна любая помощь и поддержка старших товарищей. Для них – это, своего рода, образец для подражания. Акция сплачивает детей и взрослых, воспитывает у дошкольников трудолюбие и гордость за свою работу.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что природоохранные акции являются эффективной формой экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают значительную динамику основ экологических знаний.

И сегодня, мы можем отметить положительные результаты: участвуя в акциях, наши воспитанники приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Хочется отметить, что природоохранные акции оказывают большое воспитательное воздействие не только на детей, но меняется отношение к природе и самих родителей.

Надеемся, призыв наших акций запомнит каждый родитель и ребенок: «Мы создаем традицию добра!». Только в руках каждого из нас — будущее нашей прекрасной планеты!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год