Комплексное занятие по экологии, речевому развитию и конструированию в подготовительной к школе группе «Обитатель Окского заповедника» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Жук Светлана Александровна Андрианова Мария Сергеевна Салангина Наталья Викторовна | |||
23.01.2025 12:41 | |||
Комплексное занятие по экологии, речевому развитию и конструированию в подготовительной к школе группе «Обитатель Окского заповедника» Авторы: Жук Светлана Александровна; Андрианова Мария Сергеевна, воспитатели; Салангина Наталья Викторовна, учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад №121", г. Рязань Цель — создать условия для понимания детьми важности бережного отношения к природе; создать условия для речевого развития на новом лексическом материале. Задачи:
Оборудование: изображения «аист», «гнездо аиста», «птенцы аиста», карточка со звуковыми схемами, схема для музыкального исполнения, карта Рязанской области, макет «Заповедник», щипцы, музыкальные инструменты (трещотка и др.), картинки к Дидактической игре «Накорми птицу», заготовки для оригами.
Программное содержание: Тетушка-сказительница. — Здравствуйте, дети! Я тетушка – сказительница. Вы любите сказки? Сегодня я расскажу вам об одной птице, а о какой догадайтесь сами. Это старый наш знакомый Он живет на крыше дома Длинноногий, длинношеий, Он шагает гордо тут, догадайтесь, как зовут? (аист) Я вам принесла картинки птиц, но что-то напутала, где же тут аист? (аист, голубь, лебедь, журавль) Как вы догадались? (У него длинные ноги). У аиста длинные ноги, значит он (какой?) – длинноногий. А еще у него длинная шея, значит он … (длинношеий). Для чего аисту нужны такие ноги? Для чего у аиста такой клюв? Как вы думаете, почему у него такой внешний вид? (Чтобы можно было найти пищу на мелководье). Чем питается аист? (Любимая пища аистов мелкие водные животные, рыбы и лягушки). Верно, но не только. Сильная эта птица, большая, может и мышонка поймать на поле и больного зайчонка, зернышком такая птица не наестся. Тетушка-сказительница — Устали детушки мои, давайте покажем аиста Физкультминутка «Аист» (координация речи с движением) (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Шаги на месте, руки держать произвольно.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой. (Руки над головой в замке, как крыша домика). Тетушка-сказительница – Молодцы! Ну да ладно, буду дальше свой рассказ сказывать. Прилетел однажды из теплых краев аист (Показ изображения аиста) и решил он построить дом. А как называется жилище, дом птиц? (Гнездо). Для чего птицам нужны гнезда? (Это их дом, в них они откладывают яйца и высиживают своих птенцов). (Показ изображения) А где строить? Пробовал на земле, а здесь и лисица хитрая рыщет, и куница и зверь может потоптать. Гнездо-то знаете какое? Покажите руками – вот какое (руки в стороны). - Как вы думаете, опасно ли такое огромное гнездо строить на земле? Почему? Ходил, ходил аист, да решил на дереве построить. Дерево скрипит от тяжести, ветер его качает, того и гляди – упадет гнездо. (Будет ли аист строить гнездо на дереве?) - Тогда аист построил гнездо свое на крыше дома и не пожалел. Увидел хозяин и обрадовался. Аист на крыше – счастье в доме. У кого аист поселится, значит у того скоро в доме появится малыш. А давайте и мы найдем, в каком гнезде поселится наш аист. Звуковая схема. Подбор слова «аист» к звуковой схеме. На карточке изображены 3 гнезда, на которых нарисованы звуковые схемы. Необходимо подобрать схему, которая соответствует слову «аист». А И С Т С О В А Г Р А Ч Дети объясняют свой выбор. - Какой первый звук? (второй, третий, четвертый). Дети дают характеристику звука. - Назовите сколько слогов в слове «аист»? Упражнение на подбор антонимов. Вышла курочка во двор погулять, увидела аиста. Аист большой, а курочка — … (Сравнение по изображениям аиста и курочки). У курочки клюв короткий, а у аиста…, у аиста ноги…, а у курочки… Рада курочка такому соседу. Птица большая, строгая, побоится злой ястреб во двор прилететь, да цыпленка украсть. Упражнение по отработке ритмической стороны речи (работа с музыкальным инструментом –трещоткой) И аист наш обжился, стал приглядывать себе невесту. Стоит в гнезде, да вот беда- клюв у аиста длинный, а голоса нет (показать щипцы). Как же аисту песню спеть, аистиху позвать? Верно, клювом постучать. Стал аист петь звонко, на всю деревню, как трещотка стучит. Хотите попробовать? Идите да выберите себе инструменты, чем можно песню аиста спеть. (Детям предлагаются на выбор различные музыкальные инструменты. Среди них нужно выбрать трещотку.) Дети исполняют музыку по схеме.
Услышала аистиха ту песню, прилетела, стали они вместе жить. Вывела аистиха яички. Через 33 дня вывелись у них птенцы (Показ изображения). Как называются птенцы аиста? (аистята). Ухаживали за ними мама (как зовут маму?) и папа – аист, кормили, водички давали. Дидактическая игра «Накорми птицу» (согласование существительных в Творительном падеже) У нас на столе разложены картинки с изображениями корма животных и птиц. Ребята, выберите корм для аистов. А теперь составьте предложение по образцу: «Я накормлю аистов… (лягушками)» Тетушка-сказительница. Стали аистята расти, стали с родителями сами летать на болото. Хотите поиграть в аистов? Пальчиковая гимнастика «Аист» Пальчики – головка, ладошка – крылышки. Аист-мама, аист-папа Гнёздышко на крыше свили, Аистёнка-малыша С клювика кормили. Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими. Тетушка-сказительница. Через 70 дней выросли аистята, встали крепко на крыло, да полетели в теплые края, в далекую Африку. Давайте сделаем летящего аиста. Оригами «Аист» Тетушка-сказительница. Почему птицы строят свои гнезда в укромном месте? (чтобы сохранить кладку яиц и уберечь птенцов от врагов). Кто может разорить птичьи гнезда? (Птичьи гнезда могут разорить злые люди, а яйца или птенцов могут съесть звери, хищные птицы). Как можно помочь сохранить птиц? (В заповеднике). Что же такое заповедник? (Заповедник – охраняемая территория, где собраны и разводятся исчезающие виды животных и птиц.) У нас в Рязанской области есть Окский заповедник (Показать на карте.). Здесь выращивают этих птиц, чтобы их было много, и они приносили счастье людям. Давайте поселим в заповедник наших аистов (на столе находится макет заповедника). Тетушка-сказительница Какие вы молодцы! Вот и поселили мы наших аистов в заповедник. А что вы сегодня узнали нового? Что понравилось вам на занятии? Что было интереснее всего делать? Как нужно относиться к птицам? Давайте выскажем наши пожелания людям, которые помогут сохранить аистов и других редких птиц. Не разоряйте птичьих гнезд! Охраняйте птиц! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Тетушка-сказительница. На этой замечательной ноте мы и закончим сегодня наше знакомство с аистом. Вы все отлично работали, занимались, играли (индивидуальная оценка деятельности детей). Литература
|