Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы»
Занятия по Экологии
Автор: Романченко Татьяна Владимировна   
04.02.2025 17:54

Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы»Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Катичская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. А. Курганского»

Отделение Брянск Новозыбковский район, г. Брянск с. Катичи,

Подготовила: воспитатель Романченко Татьяна Владимировна 2025

Введение:

Данное мероприятие в рамках одной темы решает разные задачи развития детей, и строится на разных видах деятельности. Такие тематические развлечения можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в мероприятии.

 

В рамках мероприятия с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Актуальность: Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Это нужно начинать в детском саду – первом звене системы непрерывного образования, т.к. именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного, чувства доброты и сострадания к более слабым и солидарности со всей жизнью на планете. Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней, поэтому свою работу строю на принципах развивающего обучения. Дети получают экологические знания и навыки не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных, музыкальных и других занятиях. Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволить воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Сценарий праздника разработан для детей старшего дошкольного возраста, проводится в игровой форме (дидактические игры, загадки, подвижные игры). Методическая разработка может быть полезна воспитателям для повышения интереса к проблемам экологии.

Сценарий праздника «Мы – друзья природы»

Цель: Воспитывать у детей начало экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение и природолюбие к окружающей социальной и природной среде.

Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу.

Задачи:

  1. Формировать экологическое мышление; расширять и уточнять экологические знания.
  2. Формировать представления о некоторых экологических проблемах.
  3. Учить правилам поведения в лесу; формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
  4. Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения.
  5. Воспитывать у детей природоохранное поведение; ответственное, гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

Действующие лица:

«Шалун» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя;

«Умница» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя;

«Тихоня» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя;

«Елочка» — ребенок подготовительной группы в образе сказочного героя;

Ведущий – воспитатель; «Хозяйка Леса» — взрослый.

Оформление: на центральной стене зала – аппликация «Весенний лес»: деревья, летящие птицы, под елкой сидят зайцы. Вдоль боковых стен расставлены объёмные деревья: березы, ивы, дубы, клены.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись пения птиц, «Танец Бабочек»

Музыка М. Картушиной, слова Н.Френкель, М. Картушиной, «Лесная песенка» автор неизвестен.

Оборудование: костюмы эколят, музыкальный центр, ноутбук, листочки деревьев разных пород, 4 корзинки, муляжи грибов, картинки лесных животных, 2 гимнастических обруча, мел, большие цветы из бумаги.

Предварительная работа:

  • создание костюмов «Эколят», хозяйки леса
  • знакомство детей с «Азбукой Природолюбия»
  • подготовка музыкального сопровождения для развлечения
  • просмотр видеоролика про Эколят – молодых защитников Природы

- подготовка декораций для оформления зала к развлечению.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Ход.

Ведущий:

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души! (Н. Луконина.)

Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть на нашем празднике, «Мы – друзья природы». Вы наверно все в догадках, почему у нас такой необычный праздник?

Сегодня речь мы поведём о том,

Что вся Земля — наш общий дом,

Где мы с рождения живём.

Ещё о том пойдёт сегодня речь,

Что мы наш дом должны беречь.

(обращается к детям) Как вы думаете, можем ли мы сделать чистой всю нашу планету?

Дети. Всю планету чистой мы сделать не можем. Она очень большая.

Ведущий. Можем ли мы сделать чистыми двор, в котором живём, улицу, по которой гуляем, территорию нашего детского сада? Что для этого надо делать?

Дети. Не бросать мусор, а убирать его. Не ломать ветки, а сажать кусты и деревья. Не рвать цветы, а выращивать и поливать их. Не пугать птиц, а подкармливать их, мастерить для них домики.

Ведущий. Правильно ребята. Если каждый будет выполнять эти нехитрые правила, наш родной город станет чистым и красивым.

Ребята вы слышите, кто-то к нам на праздник идет (входит хозяйка леса)

Хозяйка леса.

Я пришла вас навестить,

В гости к другу пригласить.

В свое волшебное царство,

Зеленое государство.

В царстве моем есть и звери, и птицы,

Дятел и крот, есть лиса и синица.

Есть комары, муравьи, соловьи.

Лес – украшение нашей земли!

Дружат все: птицы, цветы и зверье,

Очень богатое царство мое!

Здравствуйте, ребята! Вы догадались кто я?

Я хозяйка леса и сегодня я вас приглашаю к себе в гости. Я вас познакомлю с некоторыми обитателями своего царства, и может вы узнаете, что-то новое о них. Я приготовила загадки, задачки о лесе. Думаю, что вы не заскучаете. Но вначале я хочу узнать, умеете ли вы вести себя в лесу? Кто мне расскажет правила поведения в лесу?

Дети старшей группы читают стихотворение «Лесные правила»

Ребенок 1.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Ребенок 2.

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ребенок 3.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Ребенок 4.

Из рогатки – не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Ребенок 5.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Ребенок 6.

Их покой побереги,

Ведь они нам – не враги!

Муравейник не топчи,

Помоги лесным зверушкам,

Ребенок 7.

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Все вместе:

Скажет: «Ты – мой друг!

Тебе – спасибо!»

Хозяйка леса. Молодцы. Я с удовольствием приглашаю таких хороших ребят к себе в гости.

Ведущий. Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Манит своей листвой!

Принимай-ка лес, гостей, Доброй песней нас согрей!

«Лесная песенка» автор не известен

Золотило солнышко лес, лес

Муравей на дерево влез, влез

Дятлы – долгоносики тук-тук-тук

Всюду, всюду слышится стук, стук, стук

Тук-тук-тук-тук-тук-тук

Тук-тук-тук-тук-тук-тук

Тук-тук, тук-тук-тук-тук-тук-тук

Мотылек на веточку сел, сел

А скворец на елочке пел, пел

Услыхал ту песенку толстый жук

Зажужжал он весело жу-жу-жу

Жу-жу-жу-жу-жу-жу

Жу-жу-жу-жу-жу-жу

Жу-жу, жу-жу-жу-жу-жу-жу

Полюбилась песенка всем, всем

Мы запели песенку все, все

Каблучками топаем топ, топ, топ

И в ладоши хлопаем хлоп-хлоп-хлоп

Топ топ-топ-топ-топ-топ

Топ топ-топ-топ-топ-топ

Топ топ, топ-топ-топ-топ-топ-топ

Дети садятся на стульчики и замечают среди деревьев сказочного героя Тихоню.

Тихоня рассматривает и поглаживает стволы деревьев. В кармане листочки разных деревьев для игры «На листочек посмотри, какому дереву принадлежит, назови»

Хозяйка леса. Вот мы с вами и в лесу. Мой помощник Тихоня ухаживает за главными жителями леса – деревьями. Здравствуй, Тихоня. В наш лес пришли гости ребята, воспитанники детского сада.

Тихоня. Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать к нам в гости.

Дети. Здравствуй, Тихоня.

Тихоня. Ребята, давайте с вами поиграем в игру «На листочек посмотри, какому дереву принадлежит, назови».

Тихоня показывает листочки деревьев, а дети называют к какому дереву они принадлежат: дуб, береза, клен, липа, каштан, ива, тополь, ясень, рябина, осина.

Хозяйка леса. Молодцы, ребята.

Тихоня. Спасибо, ребята за интересную игру. Мне пора уходить, еще много деревьев нужно осмотреть. До свидания!

Хозяйка леса. Отправляемся с вами дальше. Что же еще в лесу у меня живет?

Дети. Грибы!

Хозяйка леса. Правильно. А какие грибы вы знаете?

Дети. Белый гриб, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, масленок, рыжик, сыроежка, шампиньон, груздь, поганка, мухомор.

Выбегает Умница с корзинками.

Хозяйка леса. Здравствуй, Умница!

Умница. Здравствуйте. Я тут услышала знакомые названия грибов. Пришла посмотреть кто же столько грибов знает?

Хозяйка леса. В наш лес пришли гости, ребята, воспитанники детского сада.

Умница. Как здорово! У меня как раз для вас есть игра – эстафета «Съедобный грибочек».

Ведущий. Ребята, давайте разделимся на две команды.

Расставить корзины с муляжами грибов на расстоянии от участников, пустые корзины поставить возле команд.

Умница. Участники каждой команды по очереди подбегают к корзинке, выбирают там муляж съедобного гриба и несут в корзинку своей команды. Побеждает та команда, которая первая наберет корзинку съедобных грибов.

Игра продолжает до тех пор, пока последний участник принесет гриб.

Хозяйка леса. Молодцы, ребята. Как дружно и слажено вы собрали грибы.

Умница. Как здорово! Победила дружба. Мне очень приятно, что ребята знают так много съедобных грибов. Мне пора. До свидания!

Хозяйка леса. Отправляемся с вами дальше. Кто же еще в лесу у меня живет?

Дети. Животные и птицы.

Хозяйка леса. Правильно. Назовите лесных животных.

Дети. Волк, лиса, кабан, медведь, белка, заяц, лось, рысь.

Приходит Елочка, в руках картинки лесных животных.

Хозяйка леса. Здравствуй, Елочка!

Елочка. Здравствуйте.

Хозяйка леса. В наш лес пришли гости, ребята, воспитанники детского сада.

Елочка. Как интересно, у меня для вас есть игра «Домики».

Елочка рассказывает про домик животного, а дети отгадывают. Ответ Елочка показывает картинкой.

Елочка. Ребята, узнаете ли вы по описанию домика животное, которое в нем живет?

1. У этих животных дома нет. Они рождаются прямо на траве. Летом, затаившись, сидят под кустом. Зимой – в снежной ямке.

Дети. Зайцы

2. Они живут большими семьями – колониями. Все вместе строят огромный дом из хвоинок, стебельков. В нём множество ходов и камер.

Дети. Муравьи

3. Эти звери сидят под открытым небом. Нору-логово устраивают только для выведения потомства.

Дети. Волки

4. У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев.

Дети. Белка

5. Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу – яму, выкопанную под корнями деревьев, – выстилает травой, сухим папоротником.

Дети. Медведь

Елочка. Молодцы, ребята. Все правильно ответили. Ну, а мне пора. До свидания!

Хозяйка леса. Вижу, знаниями богаты я ответам вашим рада. Отправляемся дальше.

В деревьях Шалун играет с гимнастическим обручем.

Ведущий. Ребята, а кто это там за деревьями?

Хозяйка леса. Это Шалун. Мой помощник и озорник. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Здравствуй Шалун!

Шалун. Здравствуйте. А я тут игру придумал.

Хозяйка леса. Очень интересно. У нас как раз гости, ребята из детского сада.

Шалун. Ребята, хотите поиграть?

Дети. Да!

Шалун. Игра называется «Дед Мазай и зайцы»

Ведущий. Ребята, давайте разделимся на две команды и выберем капитанов.

С одной стороны площадки очерчивается один, общий, «берег». На нём находятся зайцы. На противоположной стороне чертятся два круга-островка. Из числа игроков выбираются спасатели (Дедушки Мазаи). Каждый стоит на своём островке, в руках у них обручи ( «лодки», в которых они будут перевозить «зайцев»). По сигналу спасатели бегут к «зайцам», набрасывают на одного из них обруч и перевозят на свой островок. Игра заканчивается, когда все «зайцы» будут спасены. По количеству спасённых определяется лучший из спасателей.

Шалун. Вот это веселье! Всех зайцев спасли! Молодцы, ребята. А я пойду еще игры вам придумывать. До свидания!

Хозяйка леса. Наше путешествие подходит к концу.

Ведущий. Ребята, отблагодарим Хозяйку леса красивым танцем.

Девочки старшей группы танцуют «Танец бабочек»

«Танец Бабочек»

Музыка М. Картушиной, слова Н.Френкель, М. Картушиной.

На полу разложены большие цветы. Девочки – «бабочки» сидят вокруг них, опустившись на одно колено, наклонив вниз голову и опустив руки ( «бабочки спят»).

Вступление

«Бабочки просыпаются» (поднимают голову и медленно поднимают и опускают руки).

1. Золотые усики, По очереди поднимают и опускают руки.

Глазки, словно бусинки,

Крылья расписные –

Мы бабочки лесные!

Проигрыш Встают и медленно кружатся, плавно взмахивая руками – «крыльями»

2. Хоботки точеные, Девочки бегут на носочках по большому кругу

Лапки золоченые, вокруг всех цветков.

Крылья расписные –

Мы бабочки лесные!

Проигрыш Собираются в центре зала и образуют «звездочку».

3. На лугу летаем, Подбегают к своим цветкам, наклоняются, отводя

Кружимся, порхаем, руки назад, и быстро переступают с ноги на ногу.

Крылья расписные –

Мы бабочки лесные!

Проигрыш Кружатся и в конце опускаются на одно колено около цветка.

Хозяйка леса. Как же вы меня сегодня порадовали. Какие вы молодцы. Я тоже хочу вас порадовать. Хочу вас угостить лесными дарами. Лесными ягодками, яблочками и орехами. Угощайтесь.

Хозяйка Леса угощает детей конфетами и яблоками. Уходит.

Воспитатель.

Пусть Земля родная наша

Год от года будет краше.

Мы не гости на планете,

Помните об этом, дети.

Научитесь мир беречь! Счастья вам! До новых встреч!

Используемая литература:

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2006.
  2. Картушина М. Ю. Праздники в детском саду. – Москва: Скрипторий 2003, 2008.
  3. Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Петелин А. С. Праздники и развлечения в детском саду. – Москва: ВАКО, 2004.
  4. https: //kladraz. ru/blogs/blog10975/scenarii-yekologicheskogo-prazdnika-vse-yeto-nazyvaetsja-priroda. html
  5. https: //bikadorova-zhukdou6. edumsko. ru/folders/post/2523298
  6. https://www. maam. ru/detskijsad/podvizhnye-igry-s-yekologicheskim-soderzhaniem-dlja-detei-starshego-doshk-vozrasta. html

Подготовила: воспитатель

Романченко Татьяна Владимировна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Катичская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И. А. Курганского»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год