Дидактическое пособие «Экологическая книжка-игрушка «Животные лесов вологодских» для детей 3-5 лет |
Занятия по Экологии | |
Автор: Снегова Алена Александровна Бушманова Юлия Андреевна | |
24.05.2025 09:19 | |
Авторы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детски сад 130» Череповец, 2025 год Данное авторское игровое пособие, является многофункциональным средством, предназначено для детей младшего, среднего дошкольного возраста. Если содержание пополнять и усложнять, можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста. Методическое пособие позволяет развивать интерес к изучению нового и закреплению пройденного учебного материала. Книжка-развивайка «По тропинкам лесов вологодских» способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме, повторению и закреплению материала по пройденной теме. Возрастная группа 3-5 лет Цель: закрепление и расширение знаний детей о животном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения в лесу, развития сообразительности, умения самостоятельно решать поставленные задачи, закрепление умение детей играть в различные дидактические игры, выполняя правила.
Задачи:
Актуальность Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Тема экологии очень актуальна в наше время. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. И начинать говорить о ней с детьми лучше всего с самого раннего возраста. Одной из форм таких экологических занятий с дошкольниками может стать создание своими руками книжки по экологии – такой мини-энциклопедии с разнообразными карточками, конвертами и кармашками, в которых прячутся задания с собранной информацией по теме. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, воспитателям необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Важно научиться и адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно- образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач. Разнообразие дидактических игр на экологическую тему не позволит ребятам скучать, развивает логическое мышление и сообразительность. Цель создания экологическая книжки-игрушки: Неиссякаемый интерес детей и родителей к экологии побудило нас создать «Экологическую книжку-игрушку «Животные лесов вологодских», предназначенный для детей 3-5 лет, где наполнены материалы к занятиям. Методическое пособие разработано с целью овладения детьми всеми сторонами познания, используя обучающие игры, с целью обеспечения активности мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельной и совместной деятельности дошкольников и взрослых. Получилось ярко, весело и эстетично. Составляющие игры, форма и элементы Книжка представляет собой самодельную, тематическую, интерактивную книжку, сшитая из фетра, где каждая страница это разная область познания с дидактическими пособиями и играми, кармашками простыми и фигурными, необычными конвертами, дверками, окошками, мобильными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Она имеет яркое, красочное оформление и четкую структуру. Работа с книжкой позволит разнообразить работу и повысит познавательный интерес у детей. Герои поднимают настроение и развивают мелкую моторику. На каждом развороте книжки рассказывается о животных лесов Вологодской области. Каждую фигурку можно достать, рассмотреть, поиграть. Дидактическая игра «Кто где живет?» Цель: формирование умения различать диких животных, классифицировать диких животных по месту обитания. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цель: Развитие умения описывать животное и узнавать их по описанию. Дидактическая игра «Насекомые» Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, закрепление названий насекомых Дидактическая игра «Правила поведения в природе» Цель: формирование представлений о нравственной стороне отношения к природе, повторить правила поведения в природе, развивать память, речь детей, творческие способности, воспитывать познавательный интерес, любовь к родной природе, уважение к партнёрам и соперникам по игре, воспитывать бережное отношение к природе и потребности в охране окружающей среды. Дидактическая игра «Поиграем в сказку» Цель: Обогащение и активизация словаря детей через театрализованную игру, формировать умение узнавать и называть русские народные сказки по героям и загадкам, развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, творческие способности детей, способствовать созданию положительного эмоционального настроя, воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному творчеству, интерес к театрализованной деятельности. Дидактическая игра «Ребятам о зверятах» Цель: Закрепление знания у детей о диких животных, развитие внимания, мышления, воображения. Активизировать словарь детей словами-действиями: прыгает, скачет, бегает, идет-переваливается, крадется. Осваиваемое детьми содержание Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление познавать этот мир. Методическое пособие поможет педагогу создать условия для свободной детской игры. Данное пособие является наглядно-практическим методом обучения, который отвечает современным требованиям Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которая является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. В ходе знакомства с книжкой у детей расширяется и активизируется словарный запас. Благодаря этой форме работы, дети многое узнают с удовольствием поиграют, и это позволит разнообразить работу, и повысит познавательный интерес у детей. Возможности использования игры в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей Использование экологической книжки-игрушки позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала. В ходе игры дети повторяют и закрепляют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем. Развивает познавательную активность, самостоятельность, инициативность. Побуждает детей самостоятельно, по своему желанию собирать книжку, играть вместе. Результативность использования Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Пособие может помочь быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в занимательно-игровой форме. Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пособие может быть использовано при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Результаты использования:
Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление познавать этот мир. Преимущество дидактического пособия Благодаря книжке ребенок самостоятельно может познавать окружающий мир, узнавать новое. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Книжка помогает осуществить триединый подход к обучению: услышу, увижу, сделаю. Освоение пройдёт через разные чувства восприятия ребёнка: слух, зрение и самое главное – манипуляции руками Игры с книжкой развивают речь, память, внимание, мышление и другие психические процессы, которые необходимы для дальнейшего обучения детей в школе.
|