Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Там русский дух, там Русью пахнет»
Фольклор
Автор: Боброва Клавдия Васильевна Музыка Наталья Ивановна Жердева Татьяна Владимировна   
03.02.2021 06:31

Педагогический проект «Там русский дух, там Русью пахнет»Педагогический проект «Там русский дух, там Русью пахнет»

Авторы:

  • Боброва Клавдия Васильевна
  • Музыка Наталья Ивановна
  • Жердева Татьяна Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 502 комбинированного вида»

Актуальность проекта

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю, городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил в детстве, с двором, где гулял с бабушкой.

Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, при организации историко-краеведческой работы с дошкольниками важно учитывать следующее положение: «…история для ребёнка дошкольника начинается с истории своей семьи, со знания своих корней, своей родословной (прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки)».

Сегодня актуальность вопроса духовно-нравственного воспитания детей продиктована временем. И как бы это прискорбно не звучало, психологи с уверенностью говорят о том, что у подростков переломной эпохи, произошли изменения в понимании вечных ценностей и преходящих. Подрастающему поколению девяностых трудно было отыскать жизненные ориентиры, духовные идеалы и точки нравственной опоры.

 

Поэтому, решение вопросов духовно-нравственного воспитания детей сегодня, родители которых выросли в переломную историческую эпоху, по словам Ю.М. Лотмана — осложняется «Разобщённостью поколений по отношению к нравственным ценностям, семейным корням». Он доказал, что народ, которого лишают корней, обретает комплекс оккупанта – свою культуру и нравственные ценности забыл, чужую не принял – таким образом живёт вне культуры становится разрушителем. Нас убеждают в этом исторические факты, происходившие и происходящие сегодня в мире.

Исходя из выше сказанного и с учётом того, что каждая семья имеет свою историю, свои корни, к которым приобщается ребёнок, и через призму истории родных людей, предков в сознание ребёнка входят первые исторические представления, мы предположили — привлечение родителей воспитанников к деятельности в рамках проекта, будет способствовать важности обратного эффекта.

Заключается он в следующем — дети становятся инициаторами:

  • в выполнении детско-родительских творческих проектов по сбору информации о своих предках, о районах области, других городах и посёлках России, где жили раньше их прародители (прабабушки, прадедушки)
  • в оформлении выставочных детско-родительских творческих работ
  • в посещении выставок, музейных композиций по тематике проекта
  • в оформлении мультимедийных презентаций о замечательных людях своей семьи.

И если раньше информация, направленная на формирование нравственно-патриотических качеств личности, шла от старших в роду к младшим, то, в рамках проекта, через совместное выполнение проектных мероприятий проецируется — от ребёнка к взрослому – родителям.

Таким образом, возрождение национальной культуры будет способствовать восстановлению утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека. А источником формирования этих качеств личности, как известно, являются многогранная культура народа: их быт, фольклор, традиции, обычаи, народное искусство, в которых мы находим мудрые и умные советы предков в воспитании детей.

Цель проекта: оказание содействия — возрождению у всех участников интереса и любви к Отечеству через знание истории и культурных традиций своего народа; оказание содействия осознанию всеми участниками проекта своего «Я» как части своего Рода, своего Народа, своей Родины.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

На первом этапе для нас очень важно было продумать виды мотивации темы для детей и родителей. Доминирующими стали мотивы: игровые, проблемно — исследовательские. Исходили из того, что усвоение содержания осуществляется путём максимальной включённости детей в процесс познания, через разнообразные виды детской деятельности. Формы работы: организация выставок семейных реликвий, составление родословных и их презентация — основная цель этого этапа – формирование интереса к родному краю через знание истории своей семьи.

На втором этапе планирования проектных мероприятий:

Исходили из того, что развитие духовно-нравственных представлений в дошкольном возрасте происходит успешнее путём использования игровых форм и методов организации деятельности. Воспитатели совместно с детьми и родителями бережно отыскивая старинные предметы быта, посуду, кухонную утварь приносили в мини-музей детского сада. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями, их прошлым. В результате этого взаимодействия был создан музей русского быта.

Воспитатели Музыка Наталья Ивановна, Жердева Татьяна Владимировна, Боброва Клавдия Васильевна оформили дидактическую игру «Русская изба», где представлены в миниатюре предметы русского быта. При разработке содержания исходили из общепризнанного: игра ведущий вид деятельности дошкольника, а быт является основным и универсальным средством познавательного, речевого и социального развития ребенка дошкольника. Содержание игры помогает детям понять, что все предметы вокруг нас – результат творческих поисков людей разных поколений, многие семейные реликвии хранятся долгие годы и становятся посредниками между прошлым и настоящим. Простраивая сюжеты и манипулируя предметами игры, дети имеют возможность накрыть на стол в русской избе, приготовить пищу в русской печи, укачивать ребенка в люльке — используя предметы, соответствующие тому времени. С помощью содержания игры, мы имеем возможность показать своим детям какие вещи окружали людей раньше, совершить им маленькое путешествие во времени и у нас появилась прекрасная возможность продемонстрировать, как изменилась жизнь в нашей стране.

Значимость проекта заключается в том, что, познавая историю своей семьи, дети и их родители узнают о её историческом прошлом и настоящем, у них развивается чувство принадлежности к определённой семейной культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в семье, родном крае, Отечестве. Дети получают элементарные исторические знания, которые влияя на эмоциональную сторону личности, помогают включить духовно-нравственные ценности во внутренний духовный мир ребёнка, что способствует развитию самосознания и мировоззрения, формирует образ малой Родины и Отечества.

Опыт показывает, родители с удовольствием включаются в процесс деятельности, проявляют интерес к своим родословным, выполняя совместные творческие детско-родительские проекты.

Мы убеждены, что разобщённость поколений сегодня можно восстановить в таком порядке.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год