Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План-конспект занятия Тема: «Параскева-пятница».
Фольклор
Автор: Якубова Анна Евгеньевна   
13.04.2021 09:55

План-конспект занятия Тема: «Параскева-пятница».План-конспект занятия Тема: «Параскева-пятница».

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН «ДОМ ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ ВАСЮРИНСКОЙ»

Объединение: «Школа ремесла»

Ф.И. О. педагога: Якубова Анна Евгеньевна

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: «Школа ремесла»

Дата проведения: 13. 09. 2020, Группа 2, год обучения 1, ст. Васюринская, 2020

Тип занятия: комбинированный.

Возраст учащихся: 9-11 лет.

Количество учащихся: 8 человек.

Продолжительность занятия: 30 мин.

Цель: формирование интереса к русской культуре, фольклору, традициям через изучение истории и видов русской народной куклы.

 

Скачать конспект

Скачать карту

Занятие: https://drive.google.com/file/d/1ap6Z7PE8nmte3BtmCVw6h4zk_GuhaDco/view?usp=sharing

Отчет детей: https://drive.google.com/file/d/1KPsjq11c6ITPmWz8VcC3HVotk7TQQLtK/view?usp=sharing

Предметные:

  • познакомить детей с историей, назначением, изготовлением различных видов русских народных кукол
  • воссоздать русскую народную куклу Параскеву-пятницу

Метапредметные:

  • содействовать развитию любознательности, воображения, фантазии
  • способствовать развитию внимания, памяти, связной речи.

Личностные:

  • способствовать обогащению эмоциональной сферы учащихся
  • содействовать созданию атмосферы открытости и доверия.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровая, информационно-коммуникационная.

Форма проведения: групповая.

Ожидаемый результат:

  • проявление у детей интереса к представленной области знаний
  • обогащение и углубление у детей знаний о народной кукле
  • развитие любознательности, воображения, внимания, расширение словарного запаса
  • создание атмосферы открытости, доверия и обеспечение обогащения эмоциональной сферы учащихся.

Необходимое оборудование:

  • презентация "Русская народная кукла" (приложение), музыкальное сопровождение — записи народных и фольклорных песен, образцы русских народных кукол
  • ноутбук, аудиоколонки

Необходимые материалы:

  • книги о народной кукле
  • каркасы куклы, лоскуты ткани разного цвета и размера, кружева, тесьма, шерстяные и простые нитки.

Ход занятия:

Этапы занятия, время,

цель этапа

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся

Результат

Организационный (2 мин.)

Задача этапа:

Подготовить детей к работе на занятии через создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания.

Приветствую всех! Рассказать все постараюсь, как можно понятней! А если появятся вопросы, пишите мне, с удовольствием отвечу на них! Итак, приступим!

Приветствие.

Восприятие.

Снятие эмоционального напряжения и барьеров общения.

Подготовительный

(подготовка к новому содержанию) (5 минут)

Задача этапа:

Обеспечить мотивацию и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Речь в сегодняшнем занятии пойдет о тряпичной кукле. А точнее, о кукле обереговой, Прараскеве-Пятнице. И чтобы у вас сложилось понятие о назначении кукол изготовленных своими руками, я немного расскажу вам общей информации о тряпичной кукле и ее семантике. Вообще различают такие виды кукол- обереговая, обрядовая и игровая тряпичная кукла.Каждый из этих видов имел свою задачу и правила использования. Обереговая кукла.Защищающая может быть нескольких типов – индивидуальная или семейная. Первая делалась для конкретного члена семьи. Обычно для женщины, ведь именно она отвечает за продолжение рода и потому должна быть здорова. Вторую изготавливали для всей семьи. С ее помощью защищались от зависти соседей, разлучниц и темных сил. Обрядова кукла.

Круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась обрядовой кукле.В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Текстильные куклы также имеют свою классификацию:

-по технологии изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и др.);

-по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих).

-по функциям или, если хотите, по магической кукольной силе: продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую. Игровая кукла. Самыми простыми в изготовлении считаются детские. Лишенные какой-либо магической подоплеки, они были призваны развлекать и приносить радость.

- Теперь вы поймете, почему раньше у людей все дела ладились, все получалось удачно, все были здоровы и накормлены, - ведь у них на каждый случай был свой оберег, на каждое дело – свои помощники.

- Сегодня у нас с вами непростая задача. У меня в руках тряпичная русская кукла Параскева, или как ее еще называют, Параскева Пятница, история и значение которой настолько неоднозначны, что с ходу разобраться в этом вряд ли получится.

Кукла Параскева - берегиня женских ремёсел. Осенью, 28 октября (10 ноября), есть праздник - день Параскевы Пятницы. Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В России было принято в этот день изготовлять куклу – Параскеву. На праздник Святой Параскевы женщины собирались и сообща изготавливали куклу, на «руки» которой (горизонтальную перекладину на уровне груди) вешали бусы из всевозможных предметов женского рукоделия: пуговицы, кнопки, катушки ниток, пряжки и т. д. Святая Параскева словно благословляла женский труд, а также все остальные ремёсла. Куклу оберег делали локтевого размера или меньше и ставили возле своей прялки, где она находилась до весны, когда уже заканчивали прясть, ткать, шить и вышивать. Очень многие варианты изготовления такой куклы содержат шитые элементы одежды, более того, куклу используют в качестве игольниц или места для крепления мелких инструментов для рукоделия – булавок, наперстков, маленьких ножниц и т.д. Была другая форма этой же куклы – обрядовая. Обрядовая кукла Параскева Пятница делалась ростом около полутора метров и являлась результатом общественного труда, то есть ее изготавливали все женщины, которые потом занимались вместе рукоделием. Такая Параскева очень напоминала куклу Купавку, как по внешнему виду, так и своей судьбой – в конце обряда ее сплавляли по реке отдавая дань древним богам. Различались эти куклы размером и временем использования.

Просмотр слайдов, иллюстраций, прослушивание музыки.

Восприятие, погружение в стилистику народного творчества.

Осмысление возможного начала работы.

Усвоение новых знаний, способов действий, первичная проверка понимания изученного (2 мин)

Задачи этапа:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения.

Итак, вспомним, какие бывают куклы по типу их использования? В чем же заключается основное различие этих видов кукол? Верно. Перед тем, как начать работу, проверим себя на знание

техники безопасности при работе с режущими инструментами:

1)Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами.

2)Ножницы необходимо держать на столе с сомкнутыми лезвиями. Передавайте ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Отвечают на вопросы.

Освоение новых знаний.

Первичная проверка понимания изученного (3 мин).

Задачи этапа:

- установить правильность и осознанность усвоения материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Конструкция куклы Параскевы – это крест из двух палочек. Мы уже знаем такой вариант, например, кукла Крестец делается точно также. Объем головы набираем ветошью или очесом, покрываем квадратным белым лоскутом, закрепляем у шеи. Дальше – полная свобода выбора оформления рук, одежды и прически. Радикальная трансформация сути и значения куклы Параскевы полностью стерла срогие правила ее изготовления, поэтому в этом случае можно позволить себе не скромничать.

Единственный обязательный элемент для куклы – это ленты или полоски ткани, которые навязывают на руки. Традиционные цвета – красный (для общения с предками) и синий (для обращения к высшим силам). Во всем остальном никаких требований нет. Мы, как обычно, на станем перегружать куклу декоративными элементами, что бы четко и ясно можно было понять, из чего она состоит и как делается. При создании же сувенирной Параскевы можно добавлять любые украшения, использование которых будет уместным в данном случае.

Изучение технологической карты.

Задают вопросы по ключевым моментам в изготовлении куклы.

Осознанное усвоение нового и закрепление пройденного учебного материала.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение (30 мин).

Задачи этапа:

- обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения.

Показ технологической карты по изготовлению куклы Параскевы-Пятницы на ноутбуке.

Изготовление куклы.

1. Две веточки связываем нитками крестообразно. На палочку большего размера привязать вату, оформить голову. Ткань основы закрепить, формируя складочки. Чтобы лицо у куклы получилось без складок, аккуратно обтягиваем и перевязываем ниткой.

2. Перпендикулярно со стороны спины расположить меньшую палочку (руки). Обматываем ручки белой тканью и «выворотным» способом надеваем на куколку нижнюю юбочку.

3. Закрепляем юбочку внизу нитками крест-накрест.

4.На куклу надеть рубашку, подворачивая боковые срезы. Закрепить рубашку ниткой вокруг туловища по линии талии.

5.По линии талии оформить юбочку, подогнув и присборив ткань, этой же ниткой закрепить юбку вокруг туловища. Повязать пояс.Стягиваем талию синим пояском.

6.На одежду прикрепить нитки, пуговицы, бусины. Шею украсить несколькими рядами бус. Надеть нижний платок, имитирующий повойник, сверху повязать верхний платок. Кукла готова!

Показ слайдов с готовыми вариантами кукол. Прослушивание народной музыки.

Изготовление куклы.

Работа с технологической картой.

Осознанное усвоение нового учебного материала.

Итоговый (3 мин)

Задача этапа:

анализ успешности достижения цели.

Жду ваши фото с готовыми куклами Праскевами-Пятницами, устроим выставку. И не забудьте дать напутствие вашей кукле: «Будь мне верной помощницей!»

Фото-отчет участников видео- занятия.

Самоутверждение детей в успешности.

Рефлексивный (2 мин)

Задача этапа: мобилизация детей на самооценку

Рефлексивная анкета.

-Мне понравилось работать с материалами урока?

-Какую новую информацию я узнал(а) на уроке?

-Что было особенно трудным?

-За урок я ставлю себе отметку от 1 до 5.

Не забывайте делать тряпичных кукол для себя и для своих близких, интересуйтесь историей и традициями нашего народа. Всем спасибо за внимание, будьте здоровы! До новых встреч!

Ответы на вопросы рефлексивной анкеты. Монтируем видеоролик о проделанной работе, демонстрирую его в социальных сетях для привлечения творческих детей.

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, результативности работы, содержания и полезности учебной работы.

Список литературы:

1. Обережные народные куклы: красиво и просто./Юлия Моргуновская. -Москва: Эксмо, 2014.-32с.-(Рукоделие. Миллион идей).

2. Ляльки. Куклы. Куклаки: Тряпичные куклы России. Традиция и современность./Мишина Марина Александровна.- Спб.2015-172с.,98 ил..

3. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики. Игрушка в культуре России.Коллекция книг Галины и Марины Дайн./ Галина Дайн.-Хотьково.2016-247с.

4. Детский народный календарь. Игрушка в культуре России. Коллекция книг Галины и Марины Дайн. Книга 1./ Галина Дайн.-Хотьково.2015-176 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год