Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников
Фольклор
Автор: Жмурова Маргарита Викторовна   
13.09.2022 16:10

Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольниковРоль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников

Статья по самообразованию

Первые научные теории, посвященные проблеме волшебных сказок, появились 2-3 века тому назад. Легенды и сказки всегда играли важную роль в истории человечества и до сих пор остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Психологические исследования свидетельствуют о том, что находясь в детском саду, ребенок должен быть зрелым как в физиологическом и социальном отношении, так и в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии [1]. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире; находясь в детском саду, ребенок должен овладеть умственными операциями, уметь планировать деятельность и осуществлять самоконтроль. Важными условиями успешного обучения является развитие мелкой моторики руки ребенка, двигательно-зрительной координации, верное звукопроизношение и т.д.

 

Психологическое обеспечение педагогического процесса требует повышения прогнозируемого результата обучения, развития и воспитания при одновременном снижении энергетических и временных затрат как со стороны воспитателя, так и дошкольника. При этом достигается оптимальное психическое напряжение учащихся с разными способностями. Для интеллектуального, речевого и личностного развития дошкольника немаловажное значение имеет устное народное творчество. Следует отметить, что сильнее других средств мышления и речи ребенка развивает сказка. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств развития личности. Она учит, воспитывает, побуждает к деятельности, предупреждает [2].

Опыт человека, связанный с познанием собственного, внутреннего мира, является основой большого количества метафор, в которых психические процессы и состояния, переживания и идеи могут выражаться через предметы или существа.

Понимание и обитание через метафорическую историю содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяет ребенку, подростку и взрослому распознать и обозначить свои переживания и собственные психические процессы, понять их содержание и важность каждого из них. Метафора не только облегчает этот процесс, расширяя границы сознания, но и затрагивает определенные пласты подсознательного. Буквальное содержание метафорической истории воспринимается сознанием, в то же время подсознание отгадывает, расшифровывает скрытое содержание-второго плана, неочевидного содержания.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, используя которые воспитатель имеет возможность решать воспитательные и развивающие задачи образования. Она позволяет сформировать у дошкольника представление о том, что добро всегда побеждает, но не само собой, а путем преодоления определенным героем трудностей [3].

Анализ структуры и содержания сказки можно представить в следующем виде: а) определение тематики сказки; б) анализ личностных черт героев и образов; в) анализ сказочных препятствий, представляемых в процессе повествования; г) выявление способов преодоления трудностей; д) анализ набора этических стандартов, пропагандируемых той или иной сказкой.

Сказочные истории обладают фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные выводы относительно определенной специфической проблемы. Сюжеты сказок разворачиваются подобным образом: герой сталкивается с проблемой и определенным образом преодолевает ее, или терпит поражение. Средство, с помощью которого герой решает собственную проблему, может пригодиться и другому человеку, воспринимающему сказочный сюжет.

Если сказка подается слушателю с целью совета или инструктирования о чем-то, то она превращается в метафору. Как уже отмечалось, метафора – это единица языка, выраженная словом или фразой. Она указывает на признак объекта или действия, перенесенного на другой объект для передачи сходства и аналогии между ними. Метафоры-сказки предполагают наличие главных героев, действующих лиц, драматических событий и определенный вывод.

В контексте понимания сказки, метафора, с одной стороны – это просто история, которая не требует реагирования, а с другой – она стимулирует мышление и ощущения, способствует возникновению идеи для решения проблемы [4].

Развитие метафорических аспектов сознания является составной частью процесса развития воображения. Используя понятие "метафорические аспекты сознания", мы подразумеваем способность отражать действительность путем осмысления предметов и явлений одной категории в терминах предметов и явлений второй категории.

Таким образом, метафора, как и сказка, активизирует психическую деятельность человека, находит определенный отклик в его душе, вызывает переживания. Метафора способствует описанию событий, происходящих с героями сказки, рождает соответствующие эмоции. Метафора вызывает ассоциации, помогает получить новую информацию не только тому, кто рассказывает сказку, но и тем, кто ее слушает. Она реализует вербальную связь между сенсорно-перцептивным и вербальнологическим уровнями отражения действительности.

Выводы. В учебно-воспитательном процессе именно воспитатель, как субъект, профессионал, и одновременно активный участник жизни социума, направляет процесс индивидуализации учащихся путем трансляции и педагогической интерпретации социокультурного опыта и общечеловеческих ценностей. В этой связи очень важно, чтобы профессионально-личностная направленность самого воспитателя была человекоориентированной. Только в этом случае становится возможным гуманистически ориентированное межличностное взаимодействие в образовательной среде.

Список использованной литературы:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 2000. — 169 с.
  2. Семёнов К.Б. Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий, проблемы, поиски решения. — Карачаевск, 2004. — 230 с.
  3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. — М., 1998.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. — СПб., 2008. — 176 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год