Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Фольклор
Автор: Романова Любовь Владимировна Милюхина Светлана Леонидовна   
29.11.2022 23:03

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Фольклор – устное народное творчество, которое передаваясь из уст в уста, меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны способы создания определенных взаимоотношений со взрослым. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания, сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов.

 

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки. Они окрашивают нашу речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела. Песенки — потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогают ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком раннем возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.

Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Дети раннего возраста очень любят сказки. Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Козлята и волк» интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках. Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и рассказывание как искусство слова взаимодействуют и с другими видами познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – рассматриванием произведений книжной графики и театрализованной деятельностью.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «Оладушки» и «Сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Существует огромное количество потешек на все случаи.

При умывании:

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

  • * *

При кормлении:

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком.

  • * *

Перед сном:

Баю-баю-байки,

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать,

Нашу Катю усыплять.

При одевании на прогулку:

  • * *

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

  • * *

На прогулке:

  • * *

Большие ножки шли по дорожке:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ.

  • * *

Потешки-развлекалки:

Чики — чики — чикалочки

Едет Костя на палочке,

Люба на тележке, щёлкает орешки.

(посадите малыша на свою ногу и качайте его)

  • * *

Три – та – туш – ки! Три – та – туш – ки!

Едет Настя на подушке!

На подушечке верхом!

Бух с подушки кувырком!

  • * *

Ладушки — ладушки, испекли оладушки

На окно поставили — остывать оставили.

Остынут поедим и воробушкам дадим

Все оладушки съели, кыш-кыш полетели.

На головку (имя малыша) сели.

Потешки-утешалки:

А кокля- мокля, глазоньки промокли

Кто будет детку обижать, того коза будет бодать.

  • * *

Кто тут плачет ой -ой — ой!

Говорят сынишка мой!

Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите.

Улыбается уже — посмотрите!

Воспитатели: Романова Л.В.

Милюхина С.Л.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год