Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций
Фольклор
Автор: Радаева Наталья Владимировна Зайнетдинова Венера Исмаилова   
26.12.2022 06:58

Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традициРазвитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций

Аннотация. В статье проанализирован педагогический потенциал народной культуры и народных традиций, показано их влияние на личностное развитие дошкольника. Авторами анализированы нормативные документы по данной проблеме. Изучена научно-педагогическая литература, взгляды и подходы ученых к воспитанию посредством народной педагогики.

Ключевые слова: народная педагогика, народное творчество, народные традиции, фольклор, устное народное творчество, общемировые ценности, духовное развитие.

Одна из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией и перед педагогами – приобщить детей дошкольного возраста к народным традициям. Это задача регламентирована и Законом РФ «Об образовании» (ст. 87) [13] и ФГОС ДО [12]. В этих документах прописано, что обучение и воспитание должно осуществляться с основой на «формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств» [12]. Поэтому, особенно актуально развивать воспитывать личность ребенка на основе народной культуры и народных традиций.

 

Народная культура обладает мощным педагогическим потенциалом, это хранитель исторического прошлого, носитель самобытной культуры предыдущих поколений. Народная культура хранит в себе опыт воспитания своих предков. Это первый шаг к овладению богатствами всеобщей культуры и присвоении общемировых ценностей, а также к формированию собственной личностной культуры. С.А. Арутюнов [1], Н.П. Денисюк [3], Л.А. Ибрагимова [4] отмечали, что любой народ несет в себе исторически сложившиеся воспитательные традиции, которые он стремится передать из поколения в поколение, чтобы не потерять своего национального лица и самобытности. Народная культура развивается веками и содержит в себе большое богатство в виде традиций, который народ веками передает от одного поколения к другому. Именно народ, по мнению М.Д. Каммари, Г.Е. Глезермана, единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей.

Народные традиции включают в себя элемент сознательности в передаче материальной и духовной культуры, с целью поддержания жизни этноса (Р. Ф. Итс) [5]; ценности, чувства, настроения, привычки народа (И. В. Суханов) [9]; форму поведения, унаследованную от предыдущего поколения, основанной на принципах взаимоотношений, на основе которых складывается общечеловеческая культура (Д. И. Водзинский) [2]; социально-организованный стереотип группового опыта (С. А. Арутюнова) [1]. Начинать прививать любовь и уважение к народной культуре необходимо с дошкольного детства, так как это период активного формирования личности ребенка, время духовного, нравственного, социального, патриотического, эстетического развития. Осваивая народную культуру и традиции, дети духовно развиваются, патриотически воспитываются, у детей формируется гордость за свою Родину, интерес к истории и культуре своего народа. О необходимости начинать знакомить с культурным наследием своего народа именно с дошкольного возраста говорило немало исследователей (Д. С. Лихачев [7], В.А. Сухомлинский [9], Е К.Д. Ушинский [10]). К.Д. Ушинский [10], В.А. Сухомлинский [9], А.М. Макаренко [8] отмечали, что образовательный процесс должен строится на культурологическом подходе в связи с чем они заложили принцип народности в воспитании. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнят недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Опыт работы дошкольных организаций показывает, что элементы народной педагогики в воспитании и развитии детей активно используют все детские сады: это формы малого фольклора, народные игрушки, народные игры, народные танцы, народные праздники, декоративное творчество. Представления о народных традициях дошкольники в первую очередь получают через устное народное творчество и фольклор. С самого раннего детства дети слушают народные сказки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки. Через русские народные сказки дошкольники узнают об особенностях русской избы, о предметах обихода, о быте русского народа. В них дети узнают о добре и зле, учатся правдивости и честности. Пословицы и поговорки учат дошкольникам правилам и нормам, по которым живет русский народ, учат взаимоотношениям между людьми. Народные игры – отличное средство физического совершенствования и освоения обычаев время препровождения русского народа. Знакомство с народной игрушкой обогащает духовный мир ребенка, развивает эмоциональную сферу. С помощью нее дети усваивает социальный опыт своего народа, колорит и многогранность культуры своего народа [1].

Весьма важны в формировании представлений дошкольников о народных традициях народные праздники и обряды. Именно здесь дошкольники могут понаблюдать за характерными особенности времен года, погодными изменениями, особенностями природного мира. В народных праздниках формируются представления детей о важных событиях (Масленица, Пасха, День Победы, День единства, День мира и труда). Народные и государственные праздники расширяют кругозор детей об истории и традициях народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры народа. На праздниках дошкольник может познакомиться с народными песнями и танцами, так как в большинстве случаев это один из основных элементов празднования. Ребенок может увидеть характерный народный костюм, народную утварь, избу и другие элементы народной культуры [3]. Приобщение к народным традициям через знакомство с народным декоративным творчеством своего народа. Знакомясь с городецкой, гжельской, хохломской росписью дети знакомятся с народными промыслами и с тем вкладом, которое внесло в мировую культуру национальное изобразительное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство доносит до детей лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного [4].

Л.В. Коломийченко отметил, что в результате приобщения дошкольников к народной культуре у детей сформированы знания и представления об избе, убранстве, особенностях строительства, о предметах обихода, о национальной одежде, игрушках, о промыслах, о народном творчестве, о народных праздниках. У ребенка сформировано эмоционально-ценностное отношение к народной культуре, проявляется интерес к национальным традициям; ребенок к концу дошкольного возраста руководствуется в своем поведении правилами и нормами, отраженными в устном народном творчестве; бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества [6]. Приобщение дошкольников к народной культуре имеет колоссальное педагогическое и воспитательное воздействие на личность ребенка. Об этом свидетельствуют взгляды Л.Н. Толстого, который выделил народную культуру, которая оказывает влияние на духовное и нравственное развитие.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и гордости за свою Родину. Педагогу важно обратить внимание на исторические факты, собранные краеведами, археологами и писателями, чтобы представить детям все многообразие, многозначность и парадоксальность исторического пути родной страны. Произведения прикладного творчества и национального изобразительного искусства являются источником не только нравственного развития, но и эстетического развития, у детей формируется уважительное отношение к труду, появляется восхищение мастерством человеческих рук [2]. Кроме того, народная культура обладает мощным потенциалом в эмоциональном развитии детей. Знакомство с произведениями народного творчества, народные игры и праздники вызывают у дошкольников эмоциональный отклик, они испытывают массу положительных эмоций, на основе которых формируются более глубокие чувства радости, восхищения, восторга [9].

Таким образом, одна из основных задач педагога дошкольного учреждения – заложить фундамент в социокультурном развитии дошкольника. В это ему помогут народные традиции и народная культура. Приобщение к народным традициям осуществляется через русское народное творчество и фольклор. Это будет способствовать становлению национального самосознания, развитию патриотизма, гордости за свой народ; а также воспитанию дружеского отношения к другим национальностям.

Список литературы

  1. Арутюнов, С. А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. Москва: Директ-Медиа, 2014. 385 с. Текст: непосредственный.
  2. Семейно-бытовая культура / Д. И. Водзинский, А. И. Кочетов, К. А. Кулинкович [и др. ]; под ред. Д. И. Водзинского. Минск: Народная асвета, 1981. 255 с. Текст: непосредственный.
  3. Денисюк, Н. П. Национальное государство и интеграционные процессы / Н. П. Денисюк. Текст: непосредственный // Введение в государственное управление. Минск: Академия управления, 2017. С. 53–63.
  4. Ибрагимова, Л. А. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе: автореферат диссертации... доктора педагогических наук: 13. 00. 01 / Ибрагимова Лилия Ахматьяновна; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. Москва, 2003. 40 с. Текст: непосредственный.
  5. Итс, Р. Ф. Введение в этнографию / Р. Ф. Итс. Ленинград: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991. 168 с. Текст: непосредственный.
  6. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социальнокоммуникативного развития и социального воспитания дошкольников: учебно-методическое пособие / Л. В. Коломийченко. Москва: ТЦ «Сфера», 2021. 160 с. Текст: непосредственный.
  7. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. Москва: Владос, 2010. 647 с. Текст: непосредственный.
  8. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 томах / А. С. Макаренко. Москва: Педагогика, 1984. Т. 4. 399 с. Текст: непосредственный.
  9. Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. Москва: Политиздат, 1976. 216 с. Текст: непосредственный.
  10. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 томах / В. А. Сухомлинский. Москва: Педагогика, 1980. Т. 2. 383 с. Текст: непосредственный
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год