Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями народных умельцев родного края (на примере Ульяновского (Симбирского) края) |
Фольклор | |||
Автор: Харченко Татьяна Владимировна | |||
25.02.2025 14:35 | |||
Главная цель работы с детьми заключалась в сформировании у дошкольников системные представления о народных промыслах и изделиях народных умельцев родного края. Основными задачами работы с дошкольниками были:
Основной формой работы стала непосредственно образовательная деятельность, позволяющая не только сформировать систему представлений о народных промыслах и изделиях народных умельцев, но и развить интерес к художественной культуре родного края, а также каждому ребенку проявить творческие способности. Кроме того, в ходе ОД мы старались объединить несколько видов деятельности, что позволяло детям быть не пассивными участниками образовательного процесса, а формировать представления через собственную активность детей, что положительно скажется на прочности и осознанности представлений. Закрепление и углубление представлений, развитие интереса и творческих способностей осуществлялось нами в рамках художественной, коммуникативной, игровой деятельности. В рамках внедренческого этапа проекта наша работа строилась по трем основным направлениям:
Особое значение в рамках работы мы уделили развивающей предметно-пространственной среде, т.к. согласно ФГОС ДО предметно-пространственная развивающая образовательная среда – важная часть образовательного процесса, обеспечивающая полноценное развитие личности ребенка. Поэтому в ходе работы совместно с воспитанниками и их родителями был создан мини-музей «Золотые руки – Симбирские умельцы», оформленный в стиле убранства русской избы. В уголке расположили предметы быта, игрушки выполненные местными народными умельцами. Все предметы находились в свободном доступе детей. Они могли пользоваться ими во время ОД, во время проведения игр. Кроме того, в уголке был учтен принцип осуществления самостоятельной деятельности детей, т.е. предусмотрено место для занятия творческой продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация). Проводимая работа, предполагала не только накопление определенного объема представлений о разнообразии народных промыслов и изделий народных умельцев родного края, но и развитие активного интереса и желания подражать художественному мастерству умельцев, развитие творческих способностей детей. Поэтому с дошкольниками проводились формы работы, сочетающие познавательную и творческую деятельность. Например, во время ОД дети не только рассматривали демонстрационный материал и слушали рассказ воспитателя, отвечая на его вопросы, но и составляли рассказы-описания, сочиняли сказки, делали поделки, как народные умельцы, играли. Все продукты детской деятельности использовались при организации игр и праздников, а также обогащали предметно-развивающую среду группы, пополняли экспозиции мини-музея. В ходе проекта была проведена работа с родителями. На родительском собрании была проведена лекция «Знакомимся с народными умельцами родного края», а также консультации «Знакомим ребенка с деревянным зодчеством родного города», «С какими промыслами родного края можно познакомить ребенка» и др. Кроме того, родителей привлекали к непосредственному участию в работе: совместно оформляли выставки и экспозиции, собирали экспонаты, готовили рассказы для проведения экскурсий в музее. Работа с дошкольниками строилась на краеведческом материале, с использованием песенного, игрового фольклора Симбирской губернии. В рамках проекта были охвачены следующие направления (темы):
В свободной деятельности – на прогулках, в вечерние и утренние отрезки, проводились народные игры ( «Продаем горшки», «Челнок» и др.), чтение литературы, творческая деятельность (раскрашивание народного костюма, рисование «Симбирский теремок», конструирование из проволоки и пр.). Таким образом, на протяжении всей работы дошкольников систематически знакомили с различными видами народных промыслов и изделиями народных умельцев родного края. Причем, в этом процессе они были не пассивными слушателями, накапливающими определенную информацию, а активными участниками. Дошкольники постоянно выполняли различную продуктивно-творческую деятельность (рисование, лепка, игра и т.д.), благодаря которой раскрывали свое отношение к усваиваемым видам народных промыслов и изделиям народных умельцев. Кроме того, благодаря специально созданной развивающей среде, дети могли постоянно соприкасаться с лучшими произведениями народных умельцев.
|