Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями народных умельцев родного края (на примере Ульяновского (Симбирского) края)
Фольклор
Автор: Харченко Татьяна Владимировна   
25.02.2025 14:35

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями народных умельцев родного края (на примере Ульяновского (Симбирского) края)Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями народных умельцев родного края (на примере Ульяновского (Симбирского) края)

Главная цель работы с детьми заключалась в сформировании у дошкольников системные представления о народных промыслах и изделиях народных умельцев родного края.

Основными задачами работы с дошкольниками были:

  1. Формировать систему представлений о народных промыслах и изделиях народных умельцев родного края: гончарство, ткачество, кузнечество, деревянное зодчество Симбирской губернии;
  2. Развивать стойкий познавательный интерес к различным видам изделий народных умельцев родного края;
  3. Развивать желание использовать в собственной художественной деятельности элементы народных промыслов и идей народных умельцев родного края.

Основной формой работы стала непосредственно образовательная деятельность, позволяющая не только сформировать систему представлений о народных промыслах и изделиях народных умельцев, но и развить интерес к художественной культуре родного края, а также каждому ребенку проявить творческие способности. Кроме того, в ходе ОД мы старались объединить несколько видов деятельности, что позволяло детям быть не пассивными участниками образовательного процесса, а формировать представления через собственную активность детей, что положительно скажется на прочности и осознанности представлений.

Закрепление и углубление представлений, развитие интереса и творческих способностей осуществлялось нами в рамках художественной, коммуникативной, игровой деятельности.

В рамках внедренческого этапа проекта наша работа строилась по трем основным направлениям:

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей погрузиться в мир народных промыслов, развить эмоциональный отклик на различные виды изделий народных умельцев (гончарство, роспись, вышивка, ткачество, резьба по дереву);
  2. Работа в рамках ОД с детьми по формированию, расширению и углублению представлений о о народных промыслах и изделиях народных умельцев родного края.
  3. Работа с родителями (семьей) по приобщению детей к народным промыслам и искусству народных умельцев.

Особое значение в рамках работы мы уделили развивающей предметно-пространственной среде, т.к. согласно ФГОС ДО предметно-пространственная развивающая образовательная среда – важная часть образовательного процесса, обеспечивающая полноценное развитие личности ребенка. Поэтому в ходе работы совместно с воспитанниками и их родителями был создан мини-музей «Золотые руки – Симбирские умельцы», оформленный в стиле убранства русской избы. В уголке расположили предметы быта, игрушки выполненные местными народными умельцами. Все предметы находились в свободном доступе детей. Они могли пользоваться ими во время ОД, во время проведения игр. Кроме того, в уголке был учтен принцип осуществления самостоятельной деятельности детей, т.е. предусмотрено место для занятия творческой продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

Проводимая работа, предполагала не только накопление определенного объема представлений о разнообразии народных промыслов и изделий народных умельцев родного края, но и развитие активного интереса и желания подражать художественному мастерству умельцев, развитие творческих способностей детей. Поэтому с дошкольниками проводились формы работы, сочетающие познавательную и творческую деятельность. Например, во время ОД дети не только рассматривали демонстрационный материал и слушали рассказ воспитателя, отвечая на его вопросы, но и составляли рассказы-описания, сочиняли сказки, делали поделки, как народные умельцы, играли. Все продукты детской деятельности использовались при организации игр и праздников, а также обогащали предметно-развивающую среду группы, пополняли экспозиции мини-музея.

В ходе проекта была проведена работа с родителями. На родительском собрании была проведена лекция «Знакомимся с народными умельцами родного края», а также консультации «Знакомим ребенка с деревянным зодчеством родного города», «С какими промыслами родного края можно познакомить ребенка» и др. Кроме того, родителей привлекали к непосредственному участию в работе: совместно оформляли выставки и экспозиции, собирали экспонаты, готовили рассказы для проведения экскурсий в музее.

Работа с дошкольниками строилась на краеведческом материале, с использованием песенного, игрового фольклора Симбирской губернии.

В рамках проекта были охвачены следующие направления (темы):

  1. «Симбирский край народными мастерами славится» (вводная тема) — ознакомление с понятием "народный промысел", с различными видами произведений народных умельцев и их особенностями;
  2. «Повелители глины – гончары Симбирска-Ульяновска» — ознакомление с гончарством, изделиями гончарного промысла родного края;
  3. «Узоры симбирских мастериц» — ознакомление с ткачеством и искусством вышивки;
  4. «Симбирские узоры из металла» — ознакомление с кузнечеством, с разными видами кованных узоров;
  5. «Сказочные терема Симбирска» — ознакомление с деревянным зодчеством, с видами резьбы по дереву;
  6. «Убранство дома» — закрепление и углубление представлений о народных промыслах и изделиях народных умельцев;
  7. «Золотые руки – Симбирские умельцы» (итоговое занятие).

В свободной деятельности – на прогулках, в вечерние и утренние отрезки, проводились народные игры ( «Продаем горшки», «Челнок» и др.), чтение литературы, творческая деятельность (раскрашивание народного костюма, рисование «Симбирский теремок», конструирование из проволоки и пр.).

Таким образом, на протяжении всей работы дошкольников систематически знакомили с различными видами народных промыслов и изделиями народных умельцев родного края. Причем, в этом процессе они были не пассивными слушателями, накапливающими определенную информацию, а активными участниками. Дошкольники постоянно выполняли различную продуктивно-творческую деятельность (рисование, лепка, игра и т.д.), благодаря которой раскрывали свое отношение к усваиваемым видам народных промыслов и изделиям народных умельцев. Кроме того, благодаря специально созданной развивающей среде, дети могли постоянно соприкасаться с лучшими произведениями народных умельцев.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год