Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Творческий проект «Русские народные игры»
Фольклор
Автор: Прокопьева Татьяна Фёдоровна   
24.02.2025 19:42

Творческий проект «Русские народные игры»Творческий проект «Русские народные игры»

Авторы Воспитатель младшей группы: Прокопьева Татьяна Фёдоровна

Участники проекта Воспитатели, родители, воспитанники младшей группы (3-4 года).

Сроки реализации проекта Краткосрочный, один месяцноябрь2024 года

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29. 12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28. 02. 2023).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 (в редакции Приказов Министерства просвещения РФ от 21. 01. 2019 № 3, от 08. 11. 2022 от № 955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25. 11. 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждениисанитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарныхправил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требованияк обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторовсреды обитания».
  6. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ №45.

Скачать конспект

Цель проекта Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям и культуре русского народа посредством народных игр.

Задачи проекта

  1. Создать условия для ознакомления детей с народными играми, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Разработать методические и дидактические материалы, способствующие приобщению дошкольников к традициям и культуре русского народа.
  3. Обогащать знания детей об играх русского народа.
  4. Формироватьумение выполнятьигровые движенияи правила народных игр.
  5. Развивать способность выразительно передавать игровые и сказочные образы.
  6. Развивать двигательную активность, ловкость, быстроту, силу, ориентировку в пространстве.
  7. Развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
  8. Выстроить эффективную систему взаимодействия с родителями по вопросам приобщения детей к традициям и культуре русского народа на основе народных игр.

Этапы проведения проекта I этап. Организационный

Цель: Создание условий дляреализации творческого проекта.

II этап. Практический

Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям и культуре русского народа посредством народных игр.

III этап. Обобщающий

Цель: Анализ и обобщение результатов, представление продуктов проекта.

Планируемые результаты проекта Для воспитанников:

  1. Знает русские народные игры.
  2. Знает стихи, потешки, прибаутки и попевки, сопровождающие народные игры.
  3. Эмоционально и образно исполняет игровые упражнения.
  4. Проявляет интерес к русским народным играм.
  5. Развита эмоциональная отзывчивость к народному творчеству.
  6. Развита активность в процессе игровой деятельности.
  7. Приобретён опыт позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игр.

Для воспитателя:

  1. Разработан учебно-методический комплект по приобщению детей к традициям и культуре русского народа на основе игр: картотеки различных игр, сценарии игровыхмероприятий, дидактический и иллюстративный материал, консультации для родителей, презентации.
  2. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.
  3. Разработаны и проведены образовательные и досуговые мероприятия на основе народных игр.
  4. Родители вовлечены в образовательный процесс приобщения детей к народному творчеству.

Для родителей:

  1. Повысилась психолого-педагогическая культура родителей, появилось понимание в необходимости обучения детей народному творчеству.
  2. Развито желание участвовать в совместныхмероприятиях.
  3. Установлены доверительные, партнерские отношения между воспитателями и семьями воспитанников.

Форма проведения итогового мероприятия Образовательно-развлекательное мероприятие для родителей и детей «Игры с Машей и Медведем».

Продукты проекта

  1. Презентация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям и культуре русского народа посредством народных игр».
  2. Фотовыставка «Игры наших бабушек».
  3. Оформление методической папки «Организация работы с дошкольникамипо ознакомлению с русскими народными играми».
  4. Актуальность проекта

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. (ФГОС ДО: раздел I, пункт 1.4. 9).

В основе этого принципа лежат идеи этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.

Этнокультурная ситуация обязательно учитывается при проектировании образовательной деятельности в ДОУ.

Так, одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является задача формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках (ФГОС ДО: Раздел II, пункт 2.6.).

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций, позитивного отношения к окружающему природному и социальному миру.

Поэтому так необходимо именно в этот период сформировать первичные знания о себе, своем этносе, национальных традициях, а также развить социально-личностные качества, необходимые для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму.

Особенность данного проекта заключается в том, что приобщение воспитанников к народным традициям рассматривается на основе русских народных игр.

Народные игры позволят организовать образовательный процесс на основе позитивного общения и непосредственного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Благодаря такому взаимодействию у ребенка возрастёт интерес к познанию народного искусства, разовьются основы творческих проявлений в игре, произойдет становление элементарных эмоционально-нравственных ориентаций.

Педагогическая ценностьнародных игр в том, что они открывают перед ребенком возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.

К тому же, игры полностью подходят по возрастным и психологическим особенностям детей младшего дошкольного возраста, так как они:

  • событийны (связаны с каким-либо событием, понятным ребенку)
  • ритмичны (применяется ритмическаядеятельность)
  • процессуальны (в процессе ознакомления и разучивания игр формируются различные навыки и представления).

В результате, применение народных игр позволяет решать важнейшие современные задачи:

  1. осуществляется такое взаимодействие с детьми, при котором педагог организует деятельность так, чтобы воспитанники самостоятельноузнавали что-то новое путём решения доступных игровых ситуаций;
  2. потенциал народных игрв рамках развивающего обученияориентирует воспитателя на возможности каждого ребенка;
  3. благодаря игровому фольклорупроисходит включенность дошкольников не только в творческую, но и в активную речевую, познавательную, музыкальную и физическую деятельность.

Проблема

В процессе работы с детьми мы установили, что наши воспитанники плохо знали народные игры, затруднялись в выполнении правил этих игр. Не все могли показать образные игровые движения. Некоторые не проявлялиинтереса к стихам, потешкам и прибауткам, которые сопровождали народные игры.

Таким образом, были выявлены противоречия:

  • между необходимостью приобщения дошкольников к традициям и культуре русского народа и отсутствием у некоторых детей элементарных знаний о народных играх
  • между необходимостью накопления практического игрового опыта детьми и малым количеством игрового оборудования и атрибутов для народных игр.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на применение в образовательном процессе различных народных игр, посредством которых будут формироваться представления детей о традициях и культуре русского народа.

Поэтомубыло принято решение разработать творческий проект «Русские народные игры».

3. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям и культуре русского народа посредством народных игр.

Задачи:

  1. Создать условия для ознакомления детей с народными играми, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Разработать методические и дидактические материалы, способствующие приобщению дошкольников к традициям и культуре русского народа.
  3. Обогащать знания детей об играх русского народа.
  4. Формироватьумение выполнять игровые движения и правила народных игр.
  5. Развивать способность выразительно передавать игровые и сказочные образы.
  6. Развивать двигательную активность, ловкость, быстроту, силу, ориентировку в пространстве.
  7. Развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
  8. Выстроить эффективную систему взаимодействия с родителями по вопросам приобщения детей к традициям и культуре русского народа на основе народных игр.
  9. Планируемые результаты проекта

Для воспитанников:

  1. Знает русские народные игры.
  2. Знает стихи, потешки, прибаутки и попевки, сопровождающие народные игры.
  3. Эмоционально и образно исполняет игровые упражнения.
  4. Проявляет интерес к русским народным играм.
  5. Развита эмоциональная отзывчивость к народному творчеству.
  6. Развита активность в процессе игровой деятельности.
  7. Приобретён опыт позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игр.

Для воспитателя:

  1. Разработан учебно-методический комплект по приобщению детей к традициям и культуре русского народа на основе игр: картотеки различных игр, сценарии игровых мероприятий, дидактический и иллюстративный материал, консультации для родителей, презентации.
  2. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.
  3. Разработаны и проведены образовательные и досуговые мероприятия на основе народных игр.
  4. Родители вовлечены в образовательный процесс приобщения детей к народному творчеству.

Для родителей:

  1. Повысилась психолого-педагогическая культура родителей, появилось понимание в необходимости обучения детей народному творчеству.
  2. Развито желание участвовать в совместных мероприятиях.
  3. Установлены доверительные, партнерские отношения между воспитателями и семьями воспитанников.
  4. Cтратегия и механизмы достижения поставленных целей
  5. 1. Разработка этапов проекта

Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты, были разработаны этапы проекта и определены задачи по каждому этапу.

I этап. Организационный

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме проекта.
  2. Провести мониторинг (педагогическое наблюдение, диагностические задания и вопросы) с целью выявления уровня знаний детей о народных играх.
  3. Составить картотеку народных игр для детей младшего возраста.
  4. Разработать консультации для родителей.
  5. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду пособиями, оборудованием и атрибутами к народным играм.
  6. Разработать конспекты и сценарии образовательных и досуговых мероприятий для детей.

II. Практический

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с различными народными играми, соответствующими их возрасту.
  2. Провести образовательные и досуговые мероприятия, обеспечивающие умение дошкольников играть в народные игры.
  3. Привлечь родителей к непосредственному участию во всех мероприятиях по приобщению детей к традициям и культуре русского народа.

III. Обобщающий:

Задачи:

  1. Провести мониторингс целью выявления результатов.
  2. Обобщить результаты проекта.
  3. Представить продукты проекта.
  4. 2. Риски и пути преодоления рисков

Риски:

  1. Недостаток игрового оборудования, пособий и атрибутов для обогащения и разнообразия РППС группы по ознакомлению детей с народными играми.
  2. Недостаточная готовность родителей (законных представителей) к включению в процесс обучения своих детей.

Пути преодоления рисков:

  1. Разработка научно-методического обеспечения проекта.
  2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
  3. Поддержка каждого родителя в решении проблем по приобщению ребенка к традициям и культуре русского народа посредством народных игр.
  4. Привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм взаимодействия педагогов и семьи.
  5. 3. Механизм оценки эффективности проекта
  6. Анкетирование родителей.
  7. Анализ реализации этапов проекта.
  8. Мониторингразвивающей предметно-пространственной среды в младшей группе.
  9. Анализ продуктов проекта.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год