Творческий проект «Русские народные игры»
Авторы Воспитатель младшей группы: Прокопьева Татьяна Фёдоровна
Участники проекта Воспитатели, родители, воспитанники младшей группы (3-4 года).
Сроки реализации проекта Краткосрочный, один месяцноябрь2024 года
Основания для разработки проекта
- Федеральный закон от 29. 12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28. 02. 2023).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 (в редакции Приказов Министерства просвещения РФ от 21. 01. 2019 № 3, от 08. 11. 2022 от № 955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25. 11. 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждениисанитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарныхправил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требованияк обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторовсреды обитания».
- Образовательная программа дошкольного образования ДОУ №45.
Скачать конспект
Цель проекта Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям и культуре русского народа посредством народных игр.
Задачи проекта
- Создать условия для ознакомления детей с народными играми, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Разработать методические и дидактические материалы, способствующие приобщению дошкольников к традициям и культуре русского народа.
- Обогащать знания детей об играх русского народа.
- Формироватьумение выполнятьигровые движенияи правила народных игр.
- Развивать способность выразительно передавать игровые и сказочные образы.
- Развивать двигательную активность, ловкость, быстроту, силу, ориентировку в пространстве.
- Развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
- Выстроить эффективную систему взаимодействия с родителями по вопросам приобщения детей к традициям и культуре русского народа на основе народных игр.
Этапы проведения проекта I этап. Организационный
Цель: Создание условий дляреализации творческого проекта.
II этап. Практический
Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям и культуре русского народа посредством народных игр.
III этап. Обобщающий
Цель: Анализ и обобщение результатов, представление продуктов проекта.
Планируемые результаты проекта Для воспитанников:
- Знает русские народные игры.
- Знает стихи, потешки, прибаутки и попевки, сопровождающие народные игры.
- Эмоционально и образно исполняет игровые упражнения.
- Проявляет интерес к русским народным играм.
- Развита эмоциональная отзывчивость к народному творчеству.
- Развита активность в процессе игровой деятельности.
- Приобретён опыт позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игр.
Для воспитателя:
- Разработан учебно-методический комплект по приобщению детей к традициям и культуре русского народа на основе игр: картотеки различных игр, сценарии игровыхмероприятий, дидактический и иллюстративный материал, консультации для родителей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.
- Разработаны и проведены образовательные и досуговые мероприятия на основе народных игр.
- Родители вовлечены в образовательный процесс приобщения детей к народному творчеству.
Для родителей:
- Повысилась психолого-педагогическая культура родителей, появилось понимание в необходимости обучения детей народному творчеству.
- Развито желание участвовать в совместныхмероприятиях.
- Установлены доверительные, партнерские отношения между воспитателями и семьями воспитанников.
Форма проведения итогового мероприятия Образовательно-развлекательное мероприятие для родителей и детей «Игры с Машей и Медведем».
Продукты проекта
- Презентация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям и культуре русского народа посредством народных игр».
- Фотовыставка «Игры наших бабушек».
- Оформление методической папки «Организация работы с дошкольникамипо ознакомлению с русскими народными играми».
- Актуальность проекта
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. (ФГОС ДО: раздел I, пункт 1.4. 9).
В основе этого принципа лежат идеи этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
Этнокультурная ситуация обязательно учитывается при проектировании образовательной деятельности в ДОУ.
Так, одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является задача формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках (ФГОС ДО: Раздел II, пункт 2.6.).
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций, позитивного отношения к окружающему природному и социальному миру.
Поэтому так необходимо именно в этот период сформировать первичные знания о себе, своем этносе, национальных традициях, а также развить социально-личностные качества, необходимые для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму.
Особенность данного проекта заключается в том, что приобщение воспитанников к народным традициям рассматривается на основе русских народных игр.
Народные игры позволят организовать образовательный процесс на основе позитивного общения и непосредственного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Благодаря такому взаимодействию у ребенка возрастёт интерес к познанию народного искусства, разовьются основы творческих проявлений в игре, произойдет становление элементарных эмоционально-нравственных ориентаций.
Педагогическая ценностьнародных игр в том, что они открывают перед ребенком возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.
К тому же, игры полностью подходят по возрастным и психологическим особенностям детей младшего дошкольного возраста, так как они:
- событийны (связаны с каким-либо событием, понятным ребенку)
- ритмичны (применяется ритмическаядеятельность)
- процессуальны (в процессе ознакомления и разучивания игр формируются различные навыки и представления).
В результате, применение народных игр позволяет решать важнейшие современные задачи:
- осуществляется такое взаимодействие с детьми, при котором педагог организует деятельность так, чтобы воспитанники самостоятельноузнавали что-то новое путём решения доступных игровых ситуаций;
- потенциал народных игрв рамках развивающего обученияориентирует воспитателя на возможности каждого ребенка;
- благодаря игровому фольклорупроисходит включенность дошкольников не только в творческую, но и в активную речевую, познавательную, музыкальную и физическую деятельность.
Проблема
В процессе работы с детьми мы установили, что наши воспитанники плохо знали народные игры, затруднялись в выполнении правил этих игр. Не все могли показать образные игровые движения. Некоторые не проявлялиинтереса к стихам, потешкам и прибауткам, которые сопровождали народные игры.
Таким образом, были выявлены противоречия:
- между необходимостью приобщения дошкольников к традициям и культуре русского народа и отсутствием у некоторых детей элементарных знаний о народных играх
- между необходимостью накопления практического игрового опыта детьми и малым количеством игрового оборудования и атрибутов для народных игр.
В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на применение в образовательном процессе различных народных игр, посредством которых будут формироваться представления детей о традициях и культуре русского народа.
Поэтомубыло принято решение разработать творческий проект «Русские народные игры».
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям и культуре русского народа посредством народных игр.
Задачи:
- Создать условия для ознакомления детей с народными играми, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Разработать методические и дидактические материалы, способствующие приобщению дошкольников к традициям и культуре русского народа.
- Обогащать знания детей об играх русского народа.
- Формироватьумение выполнять игровые движения и правила народных игр.
- Развивать способность выразительно передавать игровые и сказочные образы.
- Развивать двигательную активность, ловкость, быстроту, силу, ориентировку в пространстве.
- Развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
- Выстроить эффективную систему взаимодействия с родителями по вопросам приобщения детей к традициям и культуре русского народа на основе народных игр.
- Планируемые результаты проекта
Для воспитанников:
- Знает русские народные игры.
- Знает стихи, потешки, прибаутки и попевки, сопровождающие народные игры.
- Эмоционально и образно исполняет игровые упражнения.
- Проявляет интерес к русским народным играм.
- Развита эмоциональная отзывчивость к народному творчеству.
- Развита активность в процессе игровой деятельности.
- Приобретён опыт позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игр.
Для воспитателя:
- Разработан учебно-методический комплект по приобщению детей к традициям и культуре русского народа на основе игр: картотеки различных игр, сценарии игровых мероприятий, дидактический и иллюстративный материал, консультации для родителей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.
- Разработаны и проведены образовательные и досуговые мероприятия на основе народных игр.
- Родители вовлечены в образовательный процесс приобщения детей к народному творчеству.
Для родителей:
- Повысилась психолого-педагогическая культура родителей, появилось понимание в необходимости обучения детей народному творчеству.
- Развито желание участвовать в совместных мероприятиях.
- Установлены доверительные, партнерские отношения между воспитателями и семьями воспитанников.
- Cтратегия и механизмы достижения поставленных целей
- 1. Разработка этапов проекта
Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты, были разработаны этапы проекта и определены задачи по каждому этапу.
I этап. Организационный
Задачи:
- Изучить литературу по теме проекта.
- Провести мониторинг (педагогическое наблюдение, диагностические задания и вопросы) с целью выявления уровня знаний детей о народных играх.
- Составить картотеку народных игр для детей младшего возраста.
- Разработать консультации для родителей.
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду пособиями, оборудованием и атрибутами к народным играм.
- Разработать конспекты и сценарии образовательных и досуговых мероприятий для детей.
II. Практический
Задачи:
- Познакомить воспитанников с различными народными играми, соответствующими их возрасту.
- Провести образовательные и досуговые мероприятия, обеспечивающие умение дошкольников играть в народные игры.
- Привлечь родителей к непосредственному участию во всех мероприятиях по приобщению детей к традициям и культуре русского народа.
III. Обобщающий:
Задачи:
- Провести мониторингс целью выявления результатов.
- Обобщить результаты проекта.
- Представить продукты проекта.
- 2. Риски и пути преодоления рисков
Риски:
- Недостаток игрового оборудования, пособий и атрибутов для обогащения и разнообразия РППС группы по ознакомлению детей с народными играми.
- Недостаточная готовность родителей (законных представителей) к включению в процесс обучения своих детей.
Пути преодоления рисков:
- Разработка научно-методического обеспечения проекта.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
- Поддержка каждого родителя в решении проблем по приобщению ребенка к традициям и культуре русского народа посредством народных игр.
- Привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм взаимодействия педагогов и семьи.
- 3. Механизм оценки эффективности проекта
- Анкетирование родителей.
- Анализ реализации этапов проекта.
- Мониторингразвивающей предметно-пространственной среды в младшей группе.
- Анализ продуктов проекта.
|