Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»
Фольклор
Автор: Сивова Татьяна Васильевна   
28.03.2024 19:44

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

Сивова Татьяна Васильевна, Музыкальный руководитель Педагог дополнительного образования МБДОУ № 186 «Детский сад комбинированного вида» Город Кемерово

Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Фольклорная музыкально-образовательная деятельность учитывает динамику развития способностей ребенка от первых эмоциональных откликов на простейшие музыкальные явления до целостного, активного восприятия народной культуры [2, с.42].

По мнению Мельникова М.Н.: «Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» [10, с. 19].

Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал – индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора не только повернуться лицом к народной музыке, но и помочь семье обрести утерянную культуру народного фольклора.

Целью моей работы является приобщение детей к культуре русского народа через музыкальную деятельность.

 

Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. развивать самостоятельность, творчество детей.
  2. развивать музыкальные способности детей в области пения (лад, чувство ритма, тембровый и динамический слух),
  3. Формировать исполнительское мастерство в различных видах деятельности: пении, движении, песенно-игровом творчестве;
  4. Активизировать участие родителей в музыкальном воспитании детей;

Хотелось бы обратить внимание на важность участия родителей в музыкальной деятельности детей. Общеизвестно, что семья является главным транслятором будущей культуры и образования ребенка. Именно от семейных традиций зависит будущее развитие личности каждого ребенка. Поэтому любая деятельность педагога, особенно в дошкольном возрасте должна быть активно поддержана родителями. Взаимодействие с родителями оказывается эффективным лишь при планомерной и целеноправленной работе, которая проводится в течение всего учебного года.

В ходе работы родителям нашего детского сада были предложены вопросы следующего содержания:

  • Какую музыку слушаете с детьми дома?
  • Интересуетесь ли вы, чем занимается ваш ребенок на музыкальном занятии?
  • Какие праздники отмечаете в семье?
  • Музыкальные традиции семьи.
  • Владеют ли члены вашей семьи музыкальными инструментами.
  • Какие консультации вам необходимы по музыкальному воспитанию вашего ребенка?

Детские ответы также поясняют, что

  • не многим детям поют колыбельные песни на ночь;
  • музыку слушают эстрадную;
  • поют песни для взрослых;
  • сказки иногда читают, не рассказывают.

Таким образом, можно сделать вывод: По развитию восприятия музыки мы выяснили, что в большей степени в семьях слушают эстрадную музыку-65%, а народную – лишь 12%. Праздники отмечают все семьи, в основном – календарные и семейные (дни рождения). Затруднения возникли в их проведении — 43% просто сидят за праздничным столом. Музыкальными инструментами владеют всего 15% — это гитара и фортепиано. Из анкеты выяснили, что 32% семей увлекаются пением (караоке), а 68% не имеют семейных традиций. У родителей возникла потребность к консультации на тему «Праздники в кругу семьи» -70%.

Анкета позволила выявить достижения и проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие работы педагогов, родителей и детей недостаточно для развития творчества.

В связи с этим была выстроена работа следующим образом:

1) Изменение подхода к музыкальным занятиям.

Ребенок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов музыкальной деятельности, начинает по новому рассматривать свое «я», свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятия и также активно участвовать в художественномном самовыражении.

Наш детский сад работает по программе «Ладушки». Музыкальные занятия провожу в соответствии с программой. При всем разнообразии видов занятий (по форме и по содержанию) особое место уделяю игре. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, общение со взрослым.

Поскольку игра в детском возрасте несет в себе различную функциональную нагрузку (познавательную, физического развития личности, импровизационно-творческую, организационно-деятельную), то в ее процессе дети познают мир, расширяют свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, занятия по хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра – в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует.

Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций я использую песни различных жанров – плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки.

Таким образом, выстраивая свою деятельность с детьми на музыкальных занятиях, я отметила, что у моих воспитанников не только повысился уровень развития музыкальных способностей, но и уровень эмоционального развития.

Значимость фольклора в музыкальном образовании дошкольников велика, так как фольклор формирует в детях такую народную культуру, которая прививает любовь к Отечеству, к родному краю, формирует в них чувство патриотизма. Все эти факторы побудили меня в 2017 году на базе МБДОУ №186 создать фольклорный ансамбль «Васильки».

Для этого составили перспективный и календарный план кружковой работы, изучили жанры фольклора и их роль в развитии детей.

Дети с интересом познакомились с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

Знакомим детей с прибаутками и небылицами. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Музыкальные скороговорки использую в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.

Неотъемлемой частью занятий являются игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, устраиваем импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало.

Поговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использую подговорки для усвоения танцевальных движений. Красивое исполнение танца — самовыражение каждого ребенка.

Дети очень любят петь частушки – находят дома с родителями новые частушки или сочиняют сами.

Нравится детям водить хороводы – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Участвуя в хороводе, ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью, Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Изучение календарного детского фольклора осуществляли через участие детей и родителей в календарных праздниках. Ведь не проходит ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. На Святках с (Рождества до Крещения) мы с детьми ходили со «звездой» — поздравляли соседей колядной песней, встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц. В троицын праздник украшали с детьми березку и пели ей песенки, водили хороводы.

В старших группах при проведении праздников привлекали родителей. Например, Праздник Осени в старшей – подготовительной группе был составлен по музыкальной сказке «Репка», в котором все взрослые роли играли родители. На празднике «Живи в веках моя Россия» дети обобщили знания о Российской Армии и ее защитниках, папы на этом празднике проявили себя в знании пословиц об Армии, а вокальный ансамбль мам исполнил песню о России.

Одним из самых действенных методов активизации родителей является организация традиционных праздников и конкурсов.

В нашем детском саду проводятся многие интересные конкурсы для педагогов и родителей, такие как:

  • конкурс музыкальных уголков, где все педагоги проявляют свое творчество и выдумку. Активное участие приняли и родители – они дома совместно с детьми изготовили шумовые музыкальные инструменты.
  • конкурс детских альбомов с песенками – активными участниками также были дети и педагоги, дети подбирали картинки к песенкам и оформляли альбомы рисунками.
  • конкурс «Сарафан для дочки», где родители шили русские народные сарафаны из разных материалов.
  • конкурс семейных театров, в котором поучаствовали дети и родители из 5 групп. Дети познакомились с разными видами театра – кукольный театр, варежковый театр, театр платковой куклы, театр игрушки и драматизация.

Традиционными праздниками в детском саду стали праздники – «День пожилого человека» и «День матери». Также проводим и нетрадиционные праздники такие как «Веселые посиделки», в центре праздничного действа стал самовар с сушками. С детьми выучили хоровод «Во саду ли в огороде» и частушки о России., а родители выступили в роли скоморохов.

Таким образом, благодаря проведенной работе у детей произошли существенные изменения, они стали более активными, раскрепощенными, эмоциональными, самостоятельными – сами организуют игры. 75% детей проявляют живой интерес к народному творчеству во всех его формах. Высокий уровень развития музыкальных способностей у 65% детей.

Родители стали активными участниками праздников и развлечений, т.е. приобщаются к народной культуре вместе с детьми. С их помощью в ДОУ оснащена развивающая среда.

Огромное значение этих мероприятий заключается в том, что в процессе их проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями. Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от родителей усилий, но зато они рождают в сердцах детей любовь, гордость, признательность, потребность общаться.

Список литературы

  1. Арсенина Е. А., Звени задорная частушка! – М.: Глобус, 2007 г.
  2. Василенко В.А. Детский фольклор. — В кн. Русское народное поэтическое творчество. — М.: Наука, 1978. – 214 с.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1988. – 310 с.
  4. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. — М.: Просвещение, 1989. – 291 с.
  5. Всероссийская перепись населения 2002 — Всероссийская перепись населения 2002 года.
  6. Горюнова Л. Мир народного творчества // Музыка в школе. — № 1. — 1990. – С. 14-18.
  7. Гришина Г. Н., Петров В. М., Короткова Л. Д. Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. — М.: Глобус, 1999 г.
  8. Зимина А.Н., Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор. — М., 2000г.
  9. Круглый год — русский календарь. — М.: Правда, 1998 г.
  10. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. — Новосибирск, 1987. – 156 с.
  11. Мешканцов, А.А. Источники финансирования в сфере культуры [Текст] / А. Мешканцов // Культура: управление, экономика, право. — 2004. — № 1. — с. 4-8.
  12. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М.: Музыка, 1985. – 80 с.
  13. Прыгунова Е. Н., Разумова И. А., Преподавание фольклора. — СПб., 2001 г.
  14. Русское народное творчество и обрядовые праздники. — Владимир, 1995г.
  15. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. – Вып. 1. – М.: Научно-исследовательский институт культуры, 1990. – 256 с.
  16. Уроки по народной культуре. – М.: Владос, 2003 г.
  17. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12. 01. 96 г. //Российская газета от 18. 01. 95 г.
  18. Шамина Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования. // Сборник научных трудов НИИ культуры. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 1. М., 1990, 256 с.
  19. Эксанишвили Э. Воспитание и обучение детей на основе народной музыки. — М.: Высшая школа, 2001. – 403 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год